aif.ru counter
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА
426

В Ульяновске открыт чёрный список недобросовестных предпринимателей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Ульяновск 19/02/2014
Геннадий Михеев / АиФ

Будет только хуже?

Чёрный список размещён на страничке ульяновской общественной организации по защите прав потребителей «Успех» в сети «ВКонтакте». По поводу каждого фигуранта чёрного списка  есть судебные решения, то есть их недобросовестность по отношению к потребителю доказана, причём имеются в виду не единичные случаи, а системные нарушения. В отличие от СМИ общественная организация имеет право обнародовать такую информацию всеми доступными средствам. Юристы рассматривают чёрный список как один из инструментов защиты интересов  потребителей: предупреждён, значит, вооружён. Сегодня самозащита особенно актуальна. По данным российского Союза потребителей, более половины судебных решений о взыскании денег с продавцов и исполнителей услуг не исполняются.

Синдром Инзы

Бесплатная юридическая помощь ульяновским потребителям становится  всё менее и менее доступна, потому что суды перестали взыскивать расходы на представителей общественных организаций, объясняют юристы. А самостоятельно защищать свои права в суде решаются  единицы.

Вот только один, но яркий пример. Осенью прошлого года в Инзе около 300 человек, в основном дети, отравились питьевой  водой. ЧП имело резонанс на всю страну, но никто (!) не подал иск в суд. Причины очевидны: очень много хлопот, но мало эффекта. Истец- одиночка в лучшем случае добьётся  компенсации материальных затрат на лечение и морального вреда, который российскими судами оценивается весьма скромно. Пример из практики общественной организации: потребителю, который полгода добивался от своей управляющей компании качественной услуги, по решению суда было назначена  компенсации морального ущерба... в 200 рублей.

В случае если права потребителей нарушаются массово, как это было в Инзе или как это происходит в системе ЖКХ, целесообразно подавать иски в интересах неопределенного круга лиц, когда одно решение суда распространяется на всех, оказавшихся  в аналогичной ситуации.

Сегодня количество исков в интересах неопределенного круга лиц, которые подразумевают  серьезную работу юристов, свелось практическик нулю. А значит, качество услуг будет и впредь снижаться, убеждены специалисты.

Где выход?

- Проблема ульяновских потребителей в том, что в городе нет одной сильной общественной организации по защите прав потребителей, - говорит Председатель правления общественной организации «Успех» Дмитрий ЩЕГЛОВ, – есть несколько небольших организаций, которые предпочитают работать обособленно. Поэтому наша общественная организация в конце 2013 года вступила в Союз потребителей России. Нам это даёт возможность получать гранты, консолидировано выступать с законодательными инициативами о внесении изменений в Закон о защите прав потребителей.

А пробелов в законе достаточно. Например, пока абсолютно беззащитными остаются жертвы прямых продаж, когда продавец  элитной косметики, или медицинских приборов, или бытовой техники, эмоционально воздействуя на потребителя, вынуждает его заключать кредитные договоры на сотни тысяч рублей.  Ни при каких обстоятельствах потом от такой сделки не откажешься. Другая проблема – компании однодневки, которые набирают заказы на огромные суммы и скоропостижно банкротятся, закрываются, потом перерегистрируются и… обирают очередную партию жертв. И так по кругу.

Противостоять этому можно посредством чёрного списка. Юристы общественной организации приглашают коллег пополнять его, опираясь на свой опыт и судебную практику.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество