aif.ru counter
615

Владимир Фролов: «Наша корова Зорька представляла Карсун в ООН»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ - Ульяновск 11 16/03/2016
Владимир Фролов рядом со своим скульптурным портретом - работы выпускника школы Александра Свиязова.
Владимир Фролов рядом со своим скульптурным портретом - работы выпускника школы Александра Свиязова. © / Алексей Балаев / АиФ

Большое искусство начинается с малой родины, убеждён директор Карсунской детской школы искусств имени Аркадия Пластова Владимир Фролов.

Личность  и натура Фролова  примечательны  и особенны. Список его педагогических заслуг более чем впечатляет, однако сам он, как сельский интеллигент,  старается держаться немного в тени.  Другое дело,  когда говорит об успехах своих учеников.

Школе искусств в Карсуне пошёл шестой десяток лет, а само здание - ровесник XX века. Фото: АиФ/ Алексей Балаев

«Это всё моё, родное…»

Алексей Балаев: - Владимир Алексеевич, в вашей школе пять отделений: и фортепиано, и народные инструменты, и хореография, и декоративно-прикладное. Однако наиболее широкую известность имеют работы юных художников. В чём причина, на ваш взгляд?

Досье «АиФ»
Владимир Фролов. Родился 19 декабря 1952 года в Карсуне. Педагог (по диплому - учитель черчения и рисования). Заслуженный работник культуры России. Лауреат премии «имперская культура» Союза писателей РФ. «Лучший учитель 2010 года» МБФ Владимира Спивакова. Лауреат премии Попечительского совета УлГУ. Награждён серебряной медалью Союза художников РФ «Традиции. Духовность. Мастерство».
Владимир Фролов: - Возможно, именно изобразительное искусство способно более полно, наглядно передать красоту родного края, жизнь людей. И для этого даже не обязательно организовывать выставки. На въезде в Карсун можно увидеть большие баннеры с репродукциями детских рисунков, сделанные к 70-летию Победы - 18 работ выставлены на всеобщее обозрение. И они пользуются огромной популярностью у карсунцев. Ведь на картинах – наши земляки, воевавшие на фронтах Великой Отечественной, отдавшие жизнь за Родину.

- Как же дети могут прочувствовать войну, о которой совсем не знают?

- Они о ней как раз знают! И побольше иных взрослых. Взять ту же акцию рисунков на фасадах. Ребята принесли из семейных архивов фотографии своих предков – прадедов, которых они никогда не видели, но которые составили истинную славу нашему краю. К обликам героических родственников дети добавили контуры подлинных вещей того времени. Их у нас предостаточно – в экспозиции нашего краеведческого музея, в нашем здании на втором этаже. Экспозиция отнюдь не застывшее полотно – она пополняется периодически. И мы сами, и просто карсунцы ездят по сёлам района в поисках артефактов.  Есть экспонаты, которым по 150 лет и даже больше. Это может быть всё что угодно – от патефонов и гармоней до самоваров и швейных машинок.

На фасадах в Карсуне вместо рекламы - репродукции с картин юных художников, на которых изображены их героические предки.
На фасадах в Карсуне вместо рекламы - репродукции с картин юных художников, на которых изображены их героические предки. Фото: АиФ/ Алексей Балаев

«Рисуем только Жизнь»

- То есть, прежде всего, в детей вы закладываете не технику рисования, а понимание собственной идентичности?

- Конечно! И это очень важно. Вот смотрите. Наверное, не всем близка манера письма нашего великого земляка Аркадия Пластова. Но вот какое дело. В Республике Беларусь, где мы часто проводим выставки, его называют не иначе как художником-миротворцем. Достаточно вспомнить тот факт, что его картина «Фашист пролетел» была во время исторической конференции 1943-го года в Тегеране. Кстати, это единственная картина Мастера, на которой изображена смерть (убитый пастушок на лугу, - авт.). Я это к тому, что смерть наши дети не изображают ни в какой форме. Им не запрещено, они сами этого не делают. Они изображают Жизнь во всех её проявлениях. И любовь к родному краю, потому что без этого, я считаю, человек не может состояться как большой художник, как некоторые из наших учеников. Конечно, не все ребята становятся профессиональными художниками. Кто-то стал военным, кто-то инженером или преподавателем. Но, кем бы они ни были, приобщение к искусству делает их жизнь богаче и интереснее. Они не раз мне об этом говорили, уже став взрослыми людьми.

На картинах детей - весь родной край и люди, его населяющие.
На картинах детей - весь родной край и люди, его населяющие. Фото: АиФ/ Алексей Балаев

- Есть конкретные примеры?

- Саша Свиязов. Ныне он – признанный столичный скульптор с именем, имеющий свою мастерскую, заказы, творческие планы. А когда-то он был простым пареньком из села Таволжанка. В нашей школе он учился пять лет. Безумно талантливый человек. И влюблённый в искусство. Настолько, что до школы, - а это семь километров, - всегда добирался сам: летом на велосипеде, зимой на лыжах. Да и по сей день многие наши воспитанники делают точно также.

- Свет столичной богемы Свиязова не ослепил?

- Ничуть! Саша, кроме того, что человек одарённый, ещё и благодарный. В своё время ему очень помог Николай Пластов, внук художника, - помог с поступлением в Пензенское художественное училище, а затем – в знаменитый московский Суриковский институт на отделение скульптуры. Кстати, Саша – автор памятника Аркадию Пластову, что стоит сейчас у музея живописца в Прислонихе. А ко Дню Победы возле районной администрации будет открыт ещё один памятник его работы – воинам-афганцам.

От редакции
В эти дни в районной библиотеке имени Н.М. Языкова проходит выставка 12-летней Насти Капаниной из Нового Погорелова. Из родного села, что от Карсуна в 25 километрах, в школу её привозят родители 5 раз в неделю. «Это больше, чем положено», - уточняет Владимир Алексеевич. «Подсолнухи», «Маки» - это работы юной талантливой художницы завораживают. Некоторые зрители увидели в работах сельской девочки манеру Ван Гога… Недаром она лауреат премии Аркадия Пластова.

Москва, Нью-Йорк, далее – везде…

- Насколько мне известно, ученики Карсунской школы искусств и их творчество известны не только в Москве, но и далеко за пределами России. Расскажите об этом?

- Не хотелось бы прослыть нескромным… Но среди моих учеников свыше 300 лауреатов и дипломантов всероссийских и международных конкурсов детского художественного творчества. Их работы находятся в музеях таких городов как Осло, Париж, Иокогама, Пекин, Вашингтон, Нью-Йорк. В последнем – прямо в штаб-квартире ООН – долгое время висела гравюра Ирочки Черниковой «Моя корова Зорька», посмотреть на которую выстраивались в очередь представители десятков стран, а ведь художнице на тот момент было всего семь лет!

Та самая корова Зорька, которой восхищались и российский президент, и генсек ООН.
Та самая корова Зорька, которой восхищались и российский президент, и генсек ООН. Фото: АиФ/ Алексей Балаев

- Но ведь организовать выставки за рубежом – работа не из лёгких, не так ли? Как вам это удаётся?

- Всё дело во взаимоотношениях между людьми. «Не имей сто рублей – а имей сто друзей» - мудрая поговорка. Наша школа очень дружит, например, с Союзом писателей России, где мы сделали уже 10 выставок. Республика Беларусь, о чём я уже говорил, тоже наш партнёр: в этом году мы едем туда в пятнадцатый раз с экспозицией, посвящённой 75-летию начала Великой Отечественной войны. И подобных связей у нас за много лет наладилось очень много. К тому же, земля, как известно, слухами полнится. Один увидел, сказал другому, тот отрекомендовал третьему – и пошло-поехало. Таким образом, наши рисунки попадали и в ООН, и в Кремль, и на Поклонную гору, и в Счетную Палату РФ. Наши работы выставлялись в 19-ти странах мира.

- А к вам в Карсун кто-нибудь приезжает?

- Едут – и весьма охотно. Наши пленэры за время  существования снискали довольно большую известность. Идея мне пришла, когда я участвовал во всероссийских пленэрах –по Золотому кольцу России, на Валааме. Меня осенило однажды: «Ребята, - сказал я. – А ведь у нас есть места ничем не хуже, а то и покрасивее». И представители Фонда культуры приехали к нам. Увидели Языково, Прислониху, Карсун… и влюбились в наши места. И вот уже 15-й ежегодный карсунский пленэр на подходе.

- Откуда едут? И много ли?

- За всё время проведения пленэров у нас побывали гости из 26 регионов страны. Юные художники и их педагоги. Едут со всей России, из Ближнего зарубежья. Обыкновенно бывает человек 50 - 60. Но в прошлом году - литературы - были также и юные писатели из Липецка, Волгограда, Москвы, общее число приглашённых перевалило за 80 человек.

- А что это за история с вашей бывшей ученицей, которая, уехав за границу, стала популяризировать там родной Карсун? И вроде бы у вас в школе, благодаря этому, теперь есть целая комната, посвящённая, условно говоря, дружбе народов?

- Началось всё с того, что одна из наших учениц, действительно,  уехала в Германию, выйдя замуж за немца. В свой приезд сюда её супруг привёз мне рисунки немецких детей. Мы в ответ презентовали работы наших ребятишек. Потом мы задумали через знакомых наладить такой же культурный обмен с другими странами. И сегодня ребятишки из Швеции и Индии, Японии и Америки, Чехии и Австралии, и из многих других концов земли присылают нам свои работы.

Это лишь часть огромного мира детского искусства, хранящегося в Карсунской ДШИ.
Это лишь часть огромного мира детского искусства, хранящегося в Карсунской ДШИ. Фото: АиФ/ Алексей Балаев

Особое место в этой комнате занимает рисунок Арины Пластовой, правнучки Мастера. Когда она его нарисовала, ей было восемь лет. На картине изображена деревенская ласточка, «летящая из Москвы в Прислониху». Рисунок стал официальной эмблемой международной детской выставки «Родник».

- Не могу не спросить: как вы сохраняете в себе душевный запал, реализуя столько проектов в течение десятилетий? Не посещает ли желание отдохнуть, передав бразды правления достойному преемнику?

- Не скрою, бывает. Но как-то всякий раз я будто уговариваю себя: ну вот, ещё чуть-чуть, закончу тот или иной проект – и всё. Однако, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Так и у меня – пунктир сливается в сплошную прямую, конца которой пока не видно. А может, я просто не хочу его видеть. Сознательно ли, подсознательно… Не было бы успехов у школы без моих дорогих коллег, таких, как Нина Белова, Алексей Черников, Ольга Шигаева. Наверно, прав был Гиппократ, изрекший: «Vita brevis ars longa» - «Жизнь коротка, искусство – вечно». 

Карсунские хроники. «АиФ» в гостях у хороших людей | Фотогалерея

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество