Примерное время чтения: 8 минут
677

Валентина Сорокина: «Молодёжь в творчестве – совсем другая»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ - Ульяновск 20 17/05/2017

Несколько лет назад в ульяновском колледже искусств возникла мастерская, объединившая преподавателей и студентов, которые создают песни. И эффект получился неожиданно сильный.  С основательницей творческого союза, преподавателем колледжа Валентиной Сорокиной, мы говорим о том, какие чудеса может творить любовь к музыке.

В одном из своих интервью еженедельнику «АиФ» академик Сергей Капица сказал: «Культуру надо насаждать! Даже силой... Иначе нас всех ждёт крах… Это требует большой работы, проделывать которую пока никто не рвётся». Создавая «Мастерскую сотворчества», Валентина Сорокина вряд ли ориентировалась именно на эти слова, но опыт показал, что на деле так оно и происходит. Участники мастерской, выпускники колледжа, как раз и стали теми людьми, которые «рвутся». Они не просто работают музыкальными руководителями в детских садах, школах, кружках, студиях, но и пишут песни, увлекая своих воспитанников процессом «сотворчества». А потом представляют его плоды на разных конкурсах – местных, столичных, международных… И побеждают! Причём их деятельность кипит не только в Ульяновске и других городах, но и в небольших сёлах.

«Мастерская сотворчества» не зарегистрирована официально, она не имеет списочного состава, утверждённых планов и обязательных отчётов о проделанной работе. Но недавно она выступила-таки с «отчётом» перед коллегами и друзьями. Сцена колледжа собрала участников сотворчества из разных уголков региона и страны. Об этом удивительном концерте «АиФ» сообщила музыковед, автор книги «Музыкальная культура Симбирска-Ульяновска. ХХ век» Ирина Каторгина: «Это люди, которые пишут, действительно, хорошую музыку. Жаль, что об этом ярком и очень плодотворном творческом союзе мало знают»...

Оценили в Париже

– Валентина Александровна, вы наверняка сравниваете шлягеры, которые звучат с «большой» эстрады, и песни, которые пишут ваши ученики и выпускники…

– Сравниваю. Многие наши песни нисколько не хуже. Успех часто не имеет ничего общего с творчеством. Просто один человек оказался в силу каких-то обстоятельств на виду, а другой пишет замечательные песни, работая в сельской школе.

– А ваши выпускники и участники мастерской чувствуют себя успешными?

– Творческому человеку важно делиться результатами своего труда. Это у них есть. Например, моя выпускница Ирина Филиппова работает в посёлке Ленинское Барышского района, и она пишет замечательные песни. Простая сельская учительница музыки в школе, музыкальный руководитель в детском саду. У неё два детских коллектива, где поют ребята от шести до 17 лет. Её вокальный ансамбль «Тоника» – победитель многих конкурсов, в том числе международных.

Думает ли Ирина об успехе? Я её как-то спросила, есть у неё какие-то награды. Отвечает: «Да нет, собственно, никаких наград. Только вот в Париж ездили, и я получила там серебряную медаль от департамента культуры Франции».

Ирина постоянно ездит в Москву на разные конкурсы – то с вокальной группой, то с солистом. Я считаю, что её работа – это ежедневный подвиг, но сама она, мне кажется, об этом даже не думает. И на недавнем концерте выпускников выступила так просто, скромно, но совершенно потрясающе…

– Такие концерты – традиция?

– Думаю, что они станут традицией. Но на этот раз всё получилось спонтанно. Сейчас средства коммуникации хорошие, мы постоянно переписываемся. Многие наши выпускники пишут, что вспоминают моменты нашего творчества, скучают.  А я сказала: приезжайте, приглашаю. Сделаем отчёт мастерской: авторское творчество выпускников. И никто не отказался.

Преподаватели колледжа Анатолий Скобелкин, Валентина Сорокина и Дмитрий Трибунский представляют деятельность мастерской на образовательном форуме.
Преподаватели колледжа Анатолий Скобелкин, Валентина Сорокина и Дмитрий Трибунский представляют деятельность мастерской на образовательном форуме. Фото из личного архива Валентины Сорокиной

 

Наташа Вятчанина приехала в Ульяновск из Удмуртии. Она работает в доме детского творчества: руководит объединением «Поём под гитару» и коллективом гитаристов «Шесть струн»… Аня Шестакова сейчас в декретном отпуске, она мама двоих детей, никак не смогла приехать из Санкт-Петербурга, но прислала нам аудиозапись своего стихотворения...

Священник благословил

– Значит, ваши коллеги по мастерской пишут не только музыку, но и стихи?

– Конечно! Неслучайно наше объединение называется «Мастерская сотворчества». Кто-то текст сочиняет, кто-то музыку, кто-то делает аранжировку. Сейчас аранжировка – это 50% успеха. У нас прекрасный оператор звука, аранжировщик и хороший музыкант Дмитрий Чернов, тоже наш выпускник.

Можно написать хоровое произведение, но до слушателя его доводит руководитель хора, он даёт ему исполнительскую интерпретацию. В нашей команде работают Олег Евгеньевич Салтурин и Светлана Ивановна Кочеткова. Фактически они соавторы хоровых произведений. Ведь написать на бумаге – это только начало, а потом начинается такая шлифовка! Вся прелесть в том, что этот увлекательный процесс охватывает всё новых и новых людей. Мы живём этим, созваниваемся, обсуждаем…

Вообще творчество не имеет границ и иногда дарит очень интересные встречи. Искала в интернете стихи о России для песни. Очень понравилось стихотворение Валерия Духанина «Что такое Россия?». Но понравится ли автору, если мы его возьмём? Стала разыскивать автора. Нашла: священник, живёт в Оренбургской области, занимается литературой, сочиняет стихи, всё сошлось. Пишу ему письмо, спрашиваю разрешения. И он ответил: стихи, действительно, очень хорошие, но не мои. А дальше – подробное тёплое письмо, в котором он убеждает меня, что автор не обидится, напротив, ему будет приятно, что его слова легли на музыку.

– Сложно найти поэтический текст для песни?

– Очень сложно. Сколько перечитать приходится, прежде чем поймёшь: вот то, что надо. Сейчас мне очень хочется написать песню о таком мощном явлении, как «Бессмертный полк». Но нет хороших стихов. Пока не нашла. 

Другая молодёжь

– Валентина Александровна, а могло не случиться никакого сотворчества? Был бы учебный процесс и только…

– Началось всё как раз в русле обычного учебного процесса. В наших программах есть элементарные задания по композиции. Например, сочинить окончание музыкальной фразы. Ну а потом пошли дальше. Мы ведь в музыке существуем, поэтому ничего удивительного, что возникает желание попробовать написать свою музыку, стихи, сделать аранжировку. Знаете, академик Асафьев говорил: «Каждый, кто в каком-либо из искусств сумел создать хоть крупицу своего, будет чувствовать, понимать и любить это искусство глубже и органичнее». Вот для этого и существует наше творческое объединение. Наша работа очень сближает студентов и преподавателей. Первых подтягивает, а вторым не даёт расслабиться. Все, кто в мастерской – моя команда, мои друзья. Вот сейчас к первокурсникам присматриваюсь…

– Много сейчас критикуют молодёжь, говорят о безынициативности, вялости…

– Молодёжь в творчестве – совсем другая. Я председатель худсовета колледжа и стараюсь вовлекать всех студентов в творческий процесс. Не пишешь стихи или музыку – пой. Стесняешься – пой в хоре, в вокальной группе. 

И вот смотрю недавно: девочка, всегда такая спокойная, нигде особо себя не проявляла, вдруг в момент исполнения так раскраснелась, такая вдохновлённая. Я её такой никогда и не видела. Всё-таки музыка – это такая силища!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах