aif.ru counter
724

Николай Марянин: «Мы в упор не замечаем талантливых современников»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ - Ульяновск 25 17/06/2015
Из личного архива Н.Марянина / АиФ

Мы уцепились за XIX век и в упор не замечаем талантливых современников. Такую мысль ещё в феврале на заседании клуба «Симбирский глагол» озвучил известный ульяновский литератор Николай Марянин. То же самое он повторил в интервью «АиФ» после презентации антологии «Ульяновская словесность. Начало XXI века», составителем которой он вместе с редактором журнала «Мономах»  Ольгой Шейпак выступил.

10 000 стихотворений

А.Балаев: Николай Викторович, идея книги ведь появилась не вчера, почему же она вышла только сейчас?

Н.Марянин: Действительно, начну с сожаления о том, что подобная книга не появилась у нас раньше, хотя во многих регионах подобные издания выходят регулярно. Идея антологии, конечно, витала давно. И слава Богу, что в областную программу книгоиздания под Год литературы был включен пункт о её выпуске.

- Глядя на столь увесистый том, так и подмывает спросить: трудно было с отбором произведений?

- Издание объединяет под одной обложкой 159 поэтов и прозаиков. Не скрою, что мне пришлось перелопатить огромную массу материала. К слову, при отборе произведений  мы не ставили условия, чтобы авторы непременно принадлежали к цеху профессиональных литераторов. Главное, чтобы это было талантливо. А если перейти на язык цифр, то всего за полтора месяца мне одних только стихов пришлось прочесть более 10 тысяч! Отбором прозы занималась председатель нашей писательской организации Ольга Георгиевна Шейпак.

- По каким критериям отбирались  стихи?

- Критерии общеизвестны: безупречная форма и техника стихосложения, грамотная стилистика, лексическое многообразие, яркость содержания. Конечно, сыграло роль и моё субъективное мнение, другой составитель наверняка выбрал бы  другие стихотворения.

Неизвестные гении

- Новые имена для себя открыли?

- Да, и немало. Хотя, признаться, с творчеством наших литераторов знаком неплохо. И всё же, занимаясь подготовкой антологии, я понял одну вещь: мы плохо знакомы с нашими талантливыми литераторами. Разумеется, Языков, Карамзин и Гончаров – наше всё. Но почему-то 19-м веком для нас заканчивается литературный Симбирск. Это в корне неправильно.

- Можете привести хотя бы пару персоналий в качестве примера?

- Есть люди, связанные с нашим городом, о которых говорят далеко за пределами страны, но почему-то молчат у нас. К примеру, наш земляк Валерий Винокуров, которого ещё в 1970-х в Париже Владимир Высоцкий восхищённо хлопал по плечу, приговаривая: «Валера, если будешь в Москве – место в Таганке я для тебя всегда держу». А многим ли из ныне живущих любителей поэзии в нашей области знакомо имя Николая Майорова, поэта-фронтовика? Между тем его стихи вслух читала и читает вся страна («Мы были высоки, русоволосы. / Вы в книгах прочитаете, как миф, / О людях, что ушли, недолюбив, / Не докурив последней папиросы…»). Родился он в деревне Дуровка Сызранского уезда Симбирской губернии.

- Учитывая географию передвижений наших земляков по миру, можно утверждать, что они давно стали частью не только «ульяновской словесности»?

- Конечно, книгу вполне можно назвать и антологией российской словесности. А четверо наших земляков и вовсе прославились своим творчеством за рубежом - Юрий Грунин в Казахстане, Алексей Ланцов в Финляндии, Валерий Винокуров, о котором я уже сказал, в Париже, Геннадий Русаков в Нью-Йорке. А настоящий самородок, о котором пока мало кто у нас знает, поэт Сергей Тришкин! Он родился и похоронен в селе Валгуссы Инзенского района, а всю жизнь прожил в Тольятти. Я когда-то впервые о нём услышал от Анатолия Чеснокова, который отрекомендовал Тришкина как «нового Есенина».

- Зная вас, не хотелось бы сужать ваш творческий диапазон до одного лишь составительства. Вы ведь также автор четырёх поэтических книг и как минимум трёх гимнов, не так ли?

- Может, это нескромно прозвучит, но только официальных гимнов почти пятнадцать. Кроме того, что я написал тексты гимнов Ульяновска и Ульяновской области, есть и другие. Например, гимн города Читы или, скажем, Ханты-Мансийского музея природы и человека.

- Каким же образом вас занесло в Ханты-Мансийский автономный округ?

- Легко, по Интернету. Увидел случайно - на их сайте объявлен конкурс. Прочитал пару вариантов и подумал, что могу лучше. За полдня сочинил текст, отправил. Мне прислали ответ: мол, спасибо, уважаемый, но, к сожалению, вы опоздали, приём работ закончен. Ну, думаю, и Бог с ним. Уже и забыл про это, как через две недели оттуда приходит уведомление о том, что мой вариант текста признан лучшим.

- Денег, небось, отвалили мешок?

- Ну что вы, это же совсем не коммерческий проект. Приз за участие в подобных конкурсах, конечно, полагается. Но заблуждаются те, кто думает, что мне «капают» авторские с каждого исполнения гимнов. Так что на гимнах я не разбогател. Да, впрочем, и цели такой не ставил. Как и стать знаменитым гимнописцем наподобие Сергея Михалкова. Мне интересна литературная составляющая, интересно вникнуть в особенности того места, о котором я пишу.

Продолжение следует?..

- Мы говорим о новых именах, но не считаете ли вы, что и старых поэтов и писателей, составивших литературную славу нашему краю, необходимо собрать также – под одной обложкой?

- Очень хотелось, чтобы  идея антологии  получила  своё логическое продолжение, и мы бы   издали  антологию симбирской словесности предыдущего периода, тот самый недостающий второй том. Включить в него следует не только знаменитых писателей и поэтов XIX и XX веков, но и многих забытых авторов, оставивших достойный след в литературной жизни нашего края.

Литературный десант «Книжкина неделя». Ульяновские писатели провожают Н. Старшинова (третий слева) и Ю. Лощица (в центре, рядом с Н. Благовым). Октябрь, 1978 г. Фото: АиФ/ из архива журнала «Мономах»

- Так в чём проблема? Ведь начало-то положено!

- А проблема в том, что, к сожалению, системной работы у нас не проводится, а открытие и пропаганда новых литературных имён - это лишь заслуга отдельных энтузиастов: краеведов, историков, журналистов. Недавно я встретил своего коллегу Александра Сафонова, 20 лет не виделись. Он за это время стал большим спецом в компьютерах, и у нас тут же появилась идея создать сайт в Интернете, где можно было бы разместить всех авторов антологии и их произведения. А потом постепенно добавить к ним поэтов и прозаиков 18-го, 19-го и 20-го веков.

- Интересно, сколько имён может оказаться в общей антологии литературного Симбирска-Ульяновска?

- Всего, по моим прикидкам, около трёхсот. Мы уже зарегистрировали название сайта на кириллице: отчизна-поэтов.рф. А 27 июня в 17 часов в Москве на Красной площади, в рамках Московского международного открытого фестиваля «Книги России», состоится презентация «Ульяновской словесности».

Н.Марянин и антология «Ульяновская словесность. Начало XXI века». Фото: АиФ/ Алексей Балаев

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество