С начала декабря прошлого года в Историко-мемориальном центре-музее Ивана Гончарова работала выставка «Лики Гоголя», где были представлены иллюстрации к произведениям известного писателя, а также его портреты, созданные художниками разных эпох. Под занавес выставки к нам приехала директор Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево» Елена Воронина. Мы говорили с ней об «Абрамцеве», Гоголе, Аксакове, музее и театре…
Из истории вопроса
Все экспонаты, которые ульяновцы в течение почти двух месяцев имели возможность лицезреть на выставке, были предоставлены музеем-заповедником «Абрамцево» из Подмосковья. Как выясняется, Николай Васильевич нередко приезжал в подмосковную усадьбу Абрамцево в гости к тогдашним владельцам поместья, симбирянам Аксаковым. Если верить местным преданиям, в гостиной старого дома Гоголь читал домочадцам вслух первую главу второго тома «Мёртвых душ», а прогулки в старом парке наполняли его душу умиротворением.
Обретал покой и вдохновение
Сергей Юрьев, ul.aif.ru: Елена Константиновна, наш город - с большим литературным прошлым. С Симбирским краем связаны имена таких литературных титанов, как Иван Гончаров, Николай Карамзин, Николай Языков, Сергей Аксаков и многих других. А вот Николай Васильевич Гоголь сюда даже не приезжал ни разу, хотя точно известно, что такие планы у него были. Так почему именно на него пал выбор, когда было решено устроить выставку в Ульяновске?
Елена Воронина: Перечисляя имена замечательных литераторов, которые были непосредственно связаны с вашим краем, вы уже отчасти ответили на собственный вопрос. Среди них – Сергей Тимофеевич Аксаков. Именно дружба Гоголя с Аксаковым, который долгое время был владельцем усадьбы «Абрамцево», и привела нашу выставку в Ульяновск. Они были знакомы с тех времён, когда Гоголь делал свои первые шаги в литературе, едва приехав в Москву, а сам Сергей Тимофеевич на тот момент ещё не делал даже ни одной «пробы пера». И то, что Аксаков занялся литературной деятельностью, в значительной степени объясняется влиянием его друга и частого гостя – Гоголя.
- А Аксаков на Гоголя как-то повлиял?
Несогласие во взглядах - не повод для конфликта
- Насколько я знаю, после того, как Аксаков ознакомился с книгой Гоголя «Избранные места из переписки с друзьями», отношения между ними дали трещину?..
- Даже после этого отношения между ними не испортились, они просто приобрели несколько иной характер. Несогласие во взглядах на некоторые вещи - не повод для конфликта между близкими людьми. Аксаков очень сильно переживал кончину Гоголя – ещё и потому, что сам он был значительно старше, и столь ранний уход друга считал большой несправедливостью.
- Гоголь не раз собирался приехать в Симбирск. Однажды даже подорожную выписал, но что-то помешало поездке. Тем не менее есть такое мнение, что город, описанный в «Ревизоре», в значительной степени создан по мотивам рассказов друзей и знакомых о Симбирске. Как вы думаете, как ему удалось столь реалистично описать то, чего он не видел?
- Это говорит лишь об уникальности его таланта, его способности не только описывать то, что он видел воочию, но и то, что подсказывает воображение, - да так, что не поверить в это совершенно невозможно! Примерно то же можно сказать и об иллюстрациях, представленных на выставке. Художники, которые их создали, жили в разные времена, и многие из них не могли видеть даже тех людей, что были прототипами гоголевских персонажей. Но это никому не помешало создать яркие и реалистичные образы. Кстати, сам Николай Васильевич к иллюстрированию своих произведений относился порой очень неоднозначно. Он считал, что иллюстрация – это самостоятельное художественное произведение, и художник не всегда следует той идее, тому пониманию образов, что заложены автором книги. Что касается образов, которые создал Гоголь, то они были типичны для всей России. Не только для Симбирска, Москвы или других городов. Так что многие симбирские чиновники вполне могли узнать самих себя среди действующих лиц «Ревизора».
- Буквально в выходные в Ульяновском молодёжном театре была премьера моноспектакля по его произведению «Записки сумасшедшего». Вы знаете, как Гоголь относился к сценическим постановкам своих произведений? Так же неоднозначно, как и к иллюстрациям?
- Судить об этом практически невозможно. Каких-либо его записей на этот счёт не сохранилось. Скажу только одно: во времена Гоголя театр был в меньшей степени режиссёрским, чем сейчас, но гадать о том, как бы Николай Васильевич отнёсся к современным трактовкам его произведений, нет ни малейшего смысла.
- С другой стороны, трудно представить автора, который был бы не рад тому, что его произведения ставят на сцене или экранизируют…
- Сейчас театр стал куда разнообразнее, чем во времена Гоголя, а фильмы, чем они современнее, тем более они дают поводов для критики. Так что театральная постановка или фильм всё-таки должны в той или иной степени соответствовать авторскому замыслу. Но, повторяю, у нас просто нет письменных источников, позволяющих судить о том, как Гоголь относился даже к современным ему постановкам «Ревизора». То, что театральные и кинорежиссёры до сих пор обращаются к творчеству Гоголя, говорит лишь о том, что поднятые им проблемы и созданные им образы и сейчас остаются актуальными.
- На выставке представлен рисунок Валентины Даниловой и Олега Дмитриева «Гоголь читает комедию «Ревизор» артистам Малого театра». Значит, в своё время он непосредственно участвовал в процессе…
- Отбор актёров и читка пьесы – начало всякого постановочного процесса в театре. А тут не просто кто-то читает пьесу, а сам автор! И автор – не кто-нибудь, а сам Гоголь! Да конечно, он участвовал в процессе, но документальных свидетельств тому, как он относился к результату, к сожалению, не сохранилось.
Без русской культуры Европе не обойтись
- На выставке представлена дорожная шкатулка Гоголя. Это подлинник?
- Это реплика, это предмет, воспроизведённый во всех деталях и из того же материала, что и оригинал. А сам оригинал не покидает Гоголевской комнаты на втором этаже усадебного дома в Абрамцево. Несколько лет назад мы делали выставку в Риме, посвящённую дням культуры России в Италии, – «От Гоголевской аллеи к Римской роще». И проходила она в той самой квартире, где в Риме жил Гоголь. Итальянцы очень просили, чтобы мы привезли эту шкатулку, и наш реставратор изготовил точную копию. И сейчас эта реплика нам дорога не меньше, чем оригинал, она для нас – словно намоленная икона, поскольку была представлена на очень многих выездных выставках во многих чудесных местах.
- Что вы можете сказать о сегодняшнем положении с международным сотрудничеством?
- Сложности были всегда. Есть в наших фондах авторское повторение картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», и её однажды задержали на финской таможне… Так что сложности были и раньше, но я думаю запрет на всё русское на Западе – это временное явление. «Русские дома» и наши культурные центры в европейских столицах продолжают работать. В этом году, например, на их базе будет проводиться очень серьёзная программа, посвящённая Шаляпину. Без Шаляпина, без русской культуры не могут обойтись ни Европа, ни Америка. Это многие понимают, а со временем, я уверена, будут понимать ещё лучше…
- Какие планы у вашего музея на дальнейшее сотрудничество с Ульяновском?
- Это не первый наш проект в вашем городе. В 2019 году мы заключили с Ульяновским краеведческим музеем договор о сотрудничестве, так что это не только не первая выставка, но и не последняя. Интереснейших тем и коллекций, которые стоит показать, у нас ещё очень много.