aif.ru counter
Сергей ЮРЬЕВ 189

Кларина Шадько: «Творчество на женское и мужское не делится»

Накануне главного женского праздника и своего юбилея Народная артистка России делится мыслями, чувствами, взглядами на жизнь и профессию.

Выступление на Рождественском концерте 2017 года.
Выступление на Рождественском концерте 2017 года. © / Ульяновский драмтеатр

8 марта  актрисе Ульяновского театра драмы, Народной артистке России, лауреату Государственной премии России и Национальной театральной премии «Золотая маска» Кларине Ивановне Шадько исполнится 80 лет. Она не скрывает своего возраста, поскольку жизнь свою измеряет не только годами, но и сыгранными ролями, число которых перевалило за две сотни.

Накануне главного женского праздника и своего юбилея она поделилась с нашими читателями мыслями, чувствами, взглядами на жизнь и профессию.

На пути к перевоплощению

С. Юрьев: Кларина Ивановна, за долгие годы вы побывали в образе женщин разных эпох, характеров, взглядов на жизнь. И кому как не вам знать, что именно определяет сущность женщины…

К. Шадько: Есть два слова женского рода, которые я считаю очень близкими друг другу – женщина и природа. Я родилась, росла, воспитывалась, живу и работаю в средней полосе России, где просто потрясающая природа, у которой есть свой уникальный характер. Как-то была на гастролях в Карелии и видела, как на севере весна долго ждёт своего часа, но потом буквально за неделю сугробы растекаются, появляются проталины, затем вскоре набухают почки, стремительно все начинает зеленеть и цвести… А в средней полосе природа начинает готовиться к приходу весны уже с конца января, постепенно отходя от суровости. Здесь весна приходит неторопливо, как и другие времена года плавно сменяют друг друга. Так же, как и в природе, в каждом сценическом образе есть своя природа, есть своя судьба. Персонажи могут начать капризничать, спорить, не соглашаться, противоречить. И актёрская задача состоит в том, чтобы преодолеть все эти противоречия и прийти к согласию, примирить героиню и с собой, и с режиссёрским замыслом. Что получится в итоге – заранее никому не известно.

- А сочетались все лучшие качества женщины в каком-то конкретном персонаже?

Досье
Кларина ШАДЬКО. Родилась в Ворошиловградской области УССР. В 1957—1964 годах училась в Ульяновском культурно-просветительском училище, а 1968 году окончила заочное отделение актёрского факультета ГИТИСа. С 1962 года по настоящее время служит в Ульяновском театре драмы.

- Если говорить о единении всех дорогих для меня качеств женского характера, то сцена здесь не при чём. Для меня есть только один пример – моя мама, Мария Александровна, которая воспитывала шестерых детей, пока отец был на фронте. И на всех у неё хватило сил, терпения и душевной теплоты. И жили мы тогда в одном из прекраснейших мест России – в Жигулях. Так чтосаму основу моего восприятия жизни создали мама, природа и ещё педагоги эвакуированного из Ленинграда детского дома, люди высочайшей культуры…

- Вернёмся к театру. Ваши отношения с героинями складываются по-разному. Можно сказать, что с одними  труднее, с другими попроще?

- Ну,  скажите, как можно сравнивать мамашу Кураж Бертольда Брехта с леди Мильфорд из драмы Шиллера «Коварство и любовь»? Я параллельно играла эти роли, которые были оценены международной премией на фестивале немецкой драматургии. У них абсолютно разный социальный статус: одна – фаворитка герцога, другая – фронтовая маркитантка, живущая среди грязи и крови. С одной стороны - изысканность, изящество, красота и продажность, с другой – и цинизм, и доброта, и житейская мудрость, и снова продажность, только совсем другого рода… Они такие разные, как всё та же природа. Какие бы ни складывались отношения с героинями, каждая роль духовно обогащает, даёт новый профессиональный опыт. Так что я благодарна всем им – добрым и злым, циничным и добросердечным, коварным и совестливым.

Леди Торренс,
Леди Торренс, "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса, 1976 год. Фото: Ульяновский драмтеатр

- Пути к перевоплощению  разные по степени сложности?

- Тайны работы над образом ни один актёр никогда не откроет. Это не только долгое стремление вжиться в эпоху, окружение, характер и даже возраст. Это ещё и совершенно неожиданные находки, озарения, которые могут прийти в любой момент – и во время репетиции, и при прополке грядок на огороде.

Нельзя повторяться

- Женщины отличаются от мужчин большей эмоциональностью, но актрисам приходится ещё и вбирать в себя эмоции персонажей – не слишком это тяжело?

- Порой внутри звучит целой хор героинь, который создаёт великое созвучие. И каждая новая героиня не заглушает этот хор – она к нему присоединяется. И чем больше играешь ролей, тем богаче становится внутренний мир. И это неотъемлемая часть профессионального роста. Каждая новая роль становится частью того фундамента, от которого можно отталкиваться. Да, со временем становится всё сложнее, но лишь потому, что не хочется повторяться и в каждой роли надо искать совершенно новое звучание.Порой открываются такие дали, что начинаешь понимать: до них уже не дотянуться хотя бы в силу возраста.

- Планы строите?

- Если и строю, то предпочитаю об этом молчать. Наша профессия  бывает довольно жестока, и очень многое от актёра просто не зависит. Кому-то приходится ждать годами хоть какой-нибудь серьёзной роли. Слава Богу, меня эта участь миновала.

- А как вы чувствуете себя на одной сцене со своими учениками? Не хочется им подсказать?

- Я просто не имею права наставлять уже сложившихся актёров. Существует нормальный репетиционный процесс, в котором все актёры, независимо от сценического стажа, совершенно равноправны. Если мои ученики вышли в «самостоятельное плаванье», я никогда не наседаю на них с назиданиями. Я только тихо смотрю со стороны, как они входят в профессию, радуюсь их успехам, переживаю, если у кого-то случаются неудачи. Вуз не делает человека актёром. Настоящая учёба начинается в театре, и порой, конечно, помогаешь советами, когда чувствуешь, что это просто необходимо. Но только вне репетиций, поскольку на сцене всё решает режиссёр.

- Вас не смущает, что более молодые режиссёры имеют над вами власть? А вдруг вы  в чём-то не согласны…

- Для этого и существуют репетиции, где можно предложить какое-то своё видение, а потом прийти к какому-то общему результату. Но право окончательного решения принадлежит всё-таки режиссёру, поскольку он видит спектакль в целом, а не отдельных персонажей.И какой бы ты ни был народный, заслуженный, любимый-перелюбимый, каждая роль начинается для тебя с чистого листа. И не в том дело, что режиссёр опытный или начинающий, молодой или уже в солидном возрасте. Главное – чтобы он мог ввести тебя в образ, как младенца, посвятил актёра в своё решение, в свою тайну…

- Кстати, режиссёры в большинстве своём – мужчины. Можно ли считать эту профессию мужской?

- Нет. С этим я не согласна абсолютно. У нас в театре прекрасно работала режиссёр Вера Андреевна Ефремова, которая в 70-е годы прошлого века трудилась над целой программой к 100-летию со дня рождения Ленина, ставила  и «Поднятую целину», и «Маскарад». Она и сейчас продолжает служить в Тверском театре драмы. При всей своей женственности она всегда была очень цепкой, волевой и властной. Есть и другие примеры. Наталья Александровна Никонорова поставила очень симпатичный, трогательный, такой домашний спектакль «Семья Ульяновых», действие которого происходит в Доме-музее Ленина. Кстати, среди  мужчин немало людей ранимых, с трепетной душой, которые нуждаются в нежности, заботе и внимании. Есть мужчины очень и очень слабохарактерные. С другой стороны, есть немало волевых женщин, которые уверенно строят свою жизнь, работу и семью. Так что я не думаю, что творческие профессии вообще можно делить на женские и мужские.

Есть, что вспомнить,  о чём мечтать

- Чувствуете ли вы оптимизм по поводу будущего театра?

Хэлью из спектакля
Хэлью из спектакля "Свой остров" Раймонда Каугвера, 1971 год. Фото: Ульяновский драмтеатр

- У нашего театра, да и у большинства актёров сейчас множество поклонников. И объявленный в России Год театра находит огромный отклик не только у тех, кто отвечает за какие-то связанные с ним мероприятия, но и многих людей, которые любят и ценят театральное искусство. В молодости я очень часто посещала крохотные селенья, небольшие городки. Мы играли спектакли на полевых станах и даже в коровниках, вместо сцены использовали кузова грузовиков.  Это было прекрасное время, когда театр был нужен всем, когда нас ждали повсюду. Мы даже ездили на гастроли в Чернобыль, выступали перед ликвидаторами последствий катастрофы на атомной станции, хотя многие театры от этого отказывались. И сейчас театр востребован не меньше, чем в те далёкие времена. Мы выезжаем с гастролями в Израиль, Данию, Чехию, на Донбасс, объездили всю нашу страну. А Год театра – это не только гастроли, не только полные залы, но и творческие встречи, мастер-классы. Это подобно второму дыханию!

- Вы многого достигли, осталась ли неисполненная мечта?

- Если у актёра нет мечты, ему и дня не следует оставаться в театре. Все молодые актёры, например, мечтают сыграть Гамлета… Но есть такое суеверие: не стоит говорить об этом вслух. Актёры, независимо от возраста, остаются детьми, которые живут игрой, которые стараются даже думать, как их герои.  У  меня сейчас главная мечта – успеть отдать молодым то, что знаю, умею, то, что прочувствовала. И ещё я благодарна судьбе, театру,  его руководству, зрителям, потому что именно они дают мне ощущение востребованности, дарят свою любовь.  

Президент компании "СМАРТ-Инвест" Анатолий Грылёв поздравляет Кларину Ивановну с юбилеем.

Дорогая, любимая нами, вашими поклонниками, Кларина Ивановна!

От всей души поздравляю Вас с Международным женским днём и  юбилеем! Долгие годы не устаю восхищаться вашим блистательным талантом, не устающим пробуждать самые светлые чувства, самые яркие переживания, любовь, надежду и веру. Театр – это тот храм искусства, где каждый человек, способный видеть и понимать прекрасное, открывает для себя новые стороны жизни, смеётся и плачет, любит и сопереживает. И ещё я благодарен Вам за то, что вы воспитали целую плеяду замечательных актёров и являетесь для них примером самоотверженного служения искусству. Мы, строители, воздвигаем дома, а вы, люди искусства, строите человеческие души, помогаете им открыть в себе всё самое лучшее и светлое. В Ульяновске прекрасный театр, и это во многом благодаря тому, что творческой молодёжи есть, с кого брать пример. Искренне желаю вам здоровья, новых успехов, ярких ролей, творческого долголетия. Пусть все Ваши мечты воплотятся в жизнь! 




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
На какие недостатки в нашем городе вы готовы закрыть глаза?
Самое интересное в регионах
Роскачество