Примерное время чтения: 9 минут
731

Геннадий Антонцев: «В «коммуналке» слишком много политики»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ - Ульяновск 3 20/01/2016
Из личного архива Г.Антонцева / АиФ

В прошлом журналист, а ныне председатель комитета по жилищной политике ЗСО Геннадий Антонцев ответил на актуальные вопросы читателей «АиФ» и рассказал, почему так глубоко погрузился в тему ЖКХ.

Страсти по электроэнергии

Т. Захарычева: Геннадий Анатольевич, что должно было случиться, чтобы журналист начал писать законопроекты, да ещё в сфере ЖКХ?

Г. Антонцев: Достаточно было понять, что эта тема долго будет оставаться одной из самых актуальных для читателей. Свою первую статью на тему ЖКХ я написал десять лет назад, назвал её «Коммунальная мина» и оставил рядом с подписью свой номер телефона. Было порядка сорока звонков. Статья появилась после того, как я проанализировал текст нового Жилищного кодекса и предположил, что из этого может получиться. Список «угроз» я набирал на компьютере, и по объёму он получился примерно таким же, как раздел, к которому я писал комментарий. Через год почти все плохие прогнозы сбылись, и появилась статья «Коммунальная мина взорвалась». В целом на тему «коммуналки» я написал больше ста статей, провёл больше тридцати телеэфиров, столько же радиоэфиров.

Досье
Геннадий Антонцев. Родился 1 июля 1960 г. в Иркутской области. В Украине закончил среднюю школу и Харьковский авиационный институт. В Ульяновске живёт с 1984 года. В журналистике – с 1987 г. В 2010 году избран депутатом Ульяновской городской думы, в 2013 – депутатом Законодательного собрания Ульяновской области.

– Спустя 10 лет Жилищный кодекс по-прежнему как новенький, его всё время правят. Например, с 1 января обещали втрое увеличить норматив на потребление воды для тех, кто не установил индивидуальный прибор учёта. С 1 апреля ОДН собирались включить в услуги по содержанию и ремонту жилья, а с 1 июля – ввести соцнорму на потребление электроэнергии. Всё это будет?

– По поводу увеличения норматива: проект не принят, потому что получил много замечаний экспертов, сейчас он дорабатывается. Срок включения ОДН в перечень жилищных услуг планируют перенести с 1 апреля этого года на 1 января 2017-го. Надеюсь, что до 1 апреля решение о переносе срока будет принято в трёх чтениях. А проект постановления правительства РФ, предлагающий отменить соцнорму на электроэнергию, введение которой планируется с 1 июля, до сих пор остаётся проектом. Тем временем лоббисты придумали другой вариант – разбить объём потребления электроэнергии на диапазоны. И в зависимости от объёма потребления рассчитывать по другому тарифу. То есть если домохозяйство потребляет меньше 150 кВт.ч, то платит по тарифу минус 2 % , если 150-600 кВт.ч, то тогда – плюс 12% и если больше 600, то тариф плюс 52%. По нашим данным, среднее потребление на одного ульяновца – 147 кВт.ч. Значит, семья потребляет гарантированно больше 150 кВт.ч. Идея лоббистов: при тех же объёмах продаж получить денег в два раза больше. Судя по всему, это достаточно мощное лобби. Но ЗСО против – как соцнормы (в апреле 2014 года депутаты направили обращение к премьеру Медведеву с предложением отмены этого документа), так и диапазонов.

Спецсчёт – это выход

– Ещё в этом году в нашем регионе планировали ввести дифференцированный взнос на капитальный ремонт…

– Минимальные дифференцированные взносы должны быть приняты в ближайшее время, но не такие, как обсуждалось. Проектом предусмотрены три размера взносов в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома. Документ проходит согласование в прокуратуре. По предварительным данным, размеры взносов не превысят шести рублей с квадратного метра. Поэтому пока я вижу один надёжный вариант решения проблемы с капитальным ремонтом. Это специальный счёт. Накопление денег в собственном «кошельке» – это гарантия, что они будут израсходованы только на ваш дом. Если копить на счёте регионального оператора, то влиять на распределение денег, да и на качество ремонта (если очередь дошла до вашего дома) почти невозможно. А вот спецсчёт даёт возможность реального контроля: плохо сделал, я тебе не заплачу, пока не сделаешь хорошо. Кстати, в Ульяновской области мы сократили срок перехода от регионального оператора на спецсчёт с двух лет до шести месяцев. Если собственники решат уйти из «общего котла», то их заявка будет удовлетворена через шесть месяцев, и Фонд переведёт накопленные ими средства на их спецсчёт.

– Правительство РФ приняло решение дать 50% льготу на оплату взносов на капремонт людям старше 70 лет, а тех, кому за 80, и вовсе освободить от них. Это вступит в силу?

– Речь ведь идёт о льготе, которая предполагает компенсацию из бюджетных средств. Объявляя о намерении предоставить льготы, премьер-министр Медведев 27 ноября заявил буквально следующее: «Наши рекомендации будут подкреплены соответствующей финансовой поддержкой региональным бюджетам». Однако закон появился, а деньги – нет. Для областного бюджета это дополнительно несколько десятков миллионов рублей. В настоящий момент возможности (правовые и финансовые) выплаты таких компенсаций пожилым людям в Ульяновской области оцениваются.

– Вы возглавляете попечительский совет регионального оператора капитального ремонта. В прошлом году регоператор заключил в обход попсовета контракт на замену лифтов более чем на миллиард рублей. Так есть реальный контроль над конторой, которая сама собирает деньги населения и сама тратит?

– Чтобы функция попечительского совета не была формальной, мы решили, что он будет включен в процедуру обсуждения до заключения контрактов. Контракты на 2016 год попсовет формально одобрил, потому что они прошли комиссию, конкурсы. Договоры заключены.

Платить взносы на капремонт в общий котел регоператора всё равно что поддерживать чужой костерок. А вот деньги на спецсчёте – только ваши.
Платить взносы на капремонт в общий котел регоператора всё равно что поддерживать чужой костерок. А вот деньги на спецсчёте – только ваши. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Шанова

Заложники «управлялки»

– Ваш комитет разбирался в теме завышенных начислений по строке «Электроснабжение ОДН», после чего прокуратура подала в суд иск о признании действий «Ульяновскэнерго» незаконными. Что теперь делать потребителям – ждать решения суда?

– Я бы посоветовал ничего не ждать, если есть ощущение, что плата за ОДН завышена. Надо писать в «Ульяновскэнерго», в управляющую организацию, в жилинспецию и требовать объяснений по поводу больших начислений. Практика показывает, что это работает. Причём запросы надо отправлять в несколько адресов одновременно, потому что в этой неприятной теме каждый старается переложить ответственность на другого.

– С какими трудностями собственники чаще сталкиваются?

– Сегодня им архисложно реализовать своё право на смену способа управления: сменить «управлялку», выйти из ТСЖ… Собственники принимают решение, но «старая» управляющая организация отказывается передавать документы «новой». Доходит дело до суда, суд встаёт на сторону собственников, а документы всё равно не передают. Другой вариант – фальсификация документов. Мы скачали с сайта «Реформа ЖКХ» три протокола собрания собственников, из которых следует, что директор компании «Истоки+» был в один и тот же день в одно и то же время (!) на собраниях по трём адресам. Везде выступал, и везде собственники отдали 55-56% голосов за его компанию. Против – ни одного голоса. Причём все собрания проходили очно. Возможно такое?

– «Войны» идут только за хорошие дома?

– Не только. Плохие дома управляющие компании тоже не хотят отпускать. Ведь если от УК уходит дом, никто не будет разбираться, почему. Не уходят туда, где плохо, уходят от плохого. А плохая репутация никому не нужна.

Бег по кругу?

– Полгода прошло с момента введения лицензирования управляющих компаний. Что это дало?

– На мой взгляд, лицензирование пока ещё не проявило себя как новый инструмент воздействия на качество работы УК. Никого не лишили лицензии, и сделать это в рамках Жилищного кодекса очень сложно.

– Уже десять лет «жилец» советской «коммуналки» никак не переродится в собственника «помещений многоквартирного дома». Почему дело идёт так туго?

– В «коммуналке» много политики, ведь собственник у нас ещё и электорат. А в ЖКХ не должно быть политики вообще. Нельзя заигрывать с людьми, лучше разъяснять им, помогать и защищать, как положено. Люди должны понять: система ЖКХ основана на том, что за всё отвечают собственники, и иного нет. В ближайшее время государство не взвалит на себя ответственность за их жильё. И всё-таки большинство не хочет вникать в дела своего дома, в то, как расходуются взносы на капремонт и плата за содержание и ремонт жилья, даже не отличают коммунальных услуг от жилищных. Вот уровень отношения к «коммуналке» сегодня. Но за собственность держатся все. Попробуйте предложить тому, кто не хочет обременения по капремонту, деприватизировать квартиру. И сразу: «Да с какой это стати?». Вот по этому кругу и бегаем.

– А выход есть?

– Самое плохое, что непонятно, куда идём. Необходимо проанализировать проблемы, нарисовать картину, которая должна быть, скажем, через пять лет, оценить ресурсы и назвать этот документ стратегией. Проект такого документа на федеральном уровне обсуждался, но под «ура-ура», под то, что уже удалось, поэтому определить цели стратегии было невозможно. Государство должно избавиться от иллюзий, что собственники сами со всем справятся, нельзя всё на них сваливать. Это либо жестокий эксперимент, либо глубокое заблуждение. И от того, и от другого пора избавляться. А пока настоящему, хорошему собственнику обеспечат достойную жизнь только два решения – создание ТСЖ и открытие спецсчёта.

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах