Примерное время чтения: 7 минут
478

30 лет играю в куклы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ - Ульяновск 20/03/2012
Фото автора.

Сегодня во всем мире отмечается Международный день кукольника. Начиная с 2003 года его празднуют все поклонники и работники театров кукол. Заслуженный артист России Андрей Козлов поступил на работу в областной театр кукол сразу после окончания школы в 1979 году. Его актерский стаж насчитывает уже более 30 лет, это даже если вычесть два армейских года. И все тридцать – в одном театре.

…В ловких и натруженных руках

Поклонник «Машины времени», Андрей и не догадывался, что одна из популярнейших песен группы будет аккурат про него. Впрочем сама композиция не была в конце 70-х в числе его любимых. Это уже потом, в годы актерства на вечеринках стало традицией: «Песню Андрея Макаревича исполняет Андрей Козлов!» - и под гитару. Не так давно труппа театра со своими куклами попыталась даже инсценировать тот самый балаган из песни, «где куклы так похожи на людей».

- Я коренной симбирянин-ульяновец, - говорит о себе Андрей Козлов. - Родился в Ульяновске, учился в 7 школе, той самой, имени Кашкадамовой, которую недавно хотели закрыть, а в прошлом году торжественно и с размахом отмечали ее столетие в Мемцентре.

В школе и проявилась любовь к театру. За что Андрей благодарен своим школьным учителям: Ольге Андреевне Шуниной, Ларисе Игоревне Бородаенко (ныне Петриева, профессор филологии УлГПУ). Именно она поддержала старшеклассников в их стремлении к лицедейству, преобразовав литературный факультатив в драмкружок. На вечере, посвященном Роберту Бернсу в 1977 году, Андрей самостоятельно положил стихи поэта «Я воспитан был в строю, А испытан был в бою…» на мотив песни Дунаевского про отважного капитана из «Детей капитана Гранта» и в таком виде исполнил.

Был в детстве и «армейский» эпизод, когда в течение года семиклассник Андрей Козлов был воспитанником оркестра танкового училища. Играл на трубе. От того периода унаследовал дружбу с многими ныне известными музыкантами, которые там работали, такими, как Николай Новичков. А вот прелестями воинской службы («от забора и до обеда») ни тогда, ни позже, во время срочной, так и не проникся.

«Театр уехал, а я остался»

Старшеклассники съездили на экскурсию во Львов: этот город был тогда побратимом Ульяновска. Андрей познакомился там с девочкой Алесей, с которой потом переписывался и мечтал увидеться вновь.

После окончания школы одноклассник Андрея устроился монтировщиком в областной театр кукол. Театр отправлялся на гастроли как раз во Львов. Одноклассник сказал об этом Андрею, а также и то, что в театр требуется еще один монтировщик. Андрей, не задумываясь, подал заявление о приеме на работу. И его приняли в театр. Было это 4 сентября 1979 года. А вот на гастроли во Львов не взяли.

Встречи не получилось. Зато произошло свидание с делом дальнейшей своей жизни. Два месяца работал монтировщиком, после чего главный режиссер Михаил Шумилин, ознакомившись со школьной характеристикой Андрея (там говорилось о его активном участии в школьной самодеятельности) предложил попробовать себя на актерском поприще.

Почему бы и нет? Поработать осень-весну, а потом – поехать поступать в театральное училище или вуз для дальнейшей актерской карьеры. Начал играть. А потом закрутились летние гастроли и – никуда не поехал. Потом армия. Вернулся в 83-м, и снова - в театр кукол.

Уехать как-то не сложилось по многим причинам. Нужно было помогать маме ставить на ноги младшую сестру. И родной город никак не хотелось покидать. И оказалось, что в «кукольном» актерстве ничуть не меньше драматизма, чем в «больших и малых театрах». Просто этот драматизм передается через посредника – через кукольный образ. Роли следовали одна за другой, а момент, когда можно было бы взять и прервать круговорот гастролей и репетиций, все никак не наступал. Опять же, рост метр семьдесят идеально подходил для кукольной ширмы, высота которой метр семьдесят пять. По всему получалось – уйти из театра кукол никак нельзя.

Веселые медвежата и Галатея

Учился «на артиста» непосредственно в театре. Учителями в этой школе были актеры Евгений Ванюшин, Юрий Каргин, две заслуженные артистки Римма Назарова и Валентина Утехина, режиссер Михаил Шумилин.

- Это люди, которые учили меня… И учили не только пряником, но бывало, что и кнутом, - рассказывает кукловод, - и за это я тоже им благодарен. В какие-то моменты попросту заставляли отрабатывать те или иные приемы. Сначала были «эпизодики». Самая первая пьеса называлась «Очень хитрая сказка». Где-то нужно было изобразить какой-то писк. Где-то выйти «живьем» и что-то объявить. Уже после армии влился в этот спектакль с одной из главных ролей. Впервые же значительную роль дали в марте 1980-го в спектакле «Веселые медвежата», - классика советского театра кукол, которая и до сих пор идет в половине театров России и не только. Назначили на роль двух актеров, опытного и молодого – Андрея. Ждали, что сыграет, разумеется опытный. Но режиссер сказал: «Будет работать Андрей!».

- Трясло, конечно, страшно... – вспоминает актер.

Но все получилось. Коллеги и режиссер высказались одобрительно. Были и другие роли, в том числе и положительно отмеченные столичными критиками. Были «Чинчрака», «Крылья Дюймовочки», «По щучьему велению», «Курочка Ряба», где Андрей более 20 лет «живьем» играл Деда.

Перед большим прыжком…

Конечно, актер изучал и творчество выдающихся кукловодов. В 85-м году поехал в творческую командировку в Москву, где ежедневно в течение 10 дней просматривал пьесы образцовского театра. Прошел даже в кукольный цех и наблюдал за работой мастеров по изготовлению и ремонту кукол. Сожалеет, что застал лишь небольшой период, когда в театре работал создатель и руководитель труппы Владимир Никитин. Тот в дальнейшем переехал в Калинин-Тверь, где прославился как один из лучших представителей искусства.

В эти дни труппа областного театра кукол имени Валентины Леонтьевой ощущает себя как перед большим творческим прыжком. На днях в город приезжает французский режиссер Мишель Розенман на постановку спектакля, написанного по пьесе чилийского автора Луиса Сепульведы «Мама-кот», и с 3 апреля актеры театра приступают к репетиции с ним.

Западный опыт работы - другой. Нет постоянных театральных трупп, и актеры спокойно переходят из театра в театр. И не бывает «чистых» актеров-кукольников. Тот, кто умеет обращаться с куклой, тот сыграет и драматическую роль, и в кино снимется. Андрей, имеющий кроме «кукольного» опыт драматической игры в местном ТЮЗе («Nebolshoy» театр), также надеется многому научиться у французского режиссёра.

Кажется, впереди у актера и его коллег еще много неожиданных творческих поворотов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах