Примерное время чтения: 8 минут
260

Генерал выиграл сражение

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ - Ульяновск 23/01/2013
Фото их архива УлГПУ

Осенью прошлого года стало известно, что старейший педагогический вуз Поволжья – Ульяновский педуниверситет - внесен в список вузов, имеющих признаки неэффективности.

О перспективах для педвузов, престиже учительской профессии, возврате обязательного распределения, детской ядерной академии мы говорили с ректором УлГПУАнатолием Бакаевым.

Обучение за рубежом по затратам сопоставимо с туристической поездкой, но при этом обучение за рубежом приносит гораздо больше пользы - можно и учиться, и отдыхать одновременно.

«Наши доводы приняли»

 

Досье
Анатолий Александрович Бакаев родился в 1952 году в г. Астрахань. Окончил Калмыцкий государственный университет и первый факультет Академии управления МВД. С 1975 по 2010 годы служил в органах внутренних дел. Участвовал в создании Санкт-Петербургского университета МВД России. В 2003-2005 годах курировал организационно-научную деятельность в системе МВД России. С ноября 2007 года – начальник УВД Ульяновской области. С ноября 2011 года – и.о. ректора УлГПУ. В декабре 2012 года утвержден в должности ректора УлГПУ.

 

- Анатолий Александрович, неприятное известие о том, что УлГПУ внесен в «черный» список пришло как раз накануне 80-летия университета…

- Юбилейный 2012 год был вообще для нас очень непростым. В начале 2013 года университет должен проходить очередную государственную аккредитацию, и вдруг, по результатам мониторинга был внесен в список вузов, имеющих признаки неэффективности. Но мы смогли отстоять свою позицию, и решением комиссии Минобрнауки УлГПУ был исключен из этого списка. Дело в том, что вузы оценивали по результатам работы в 2011 году, а у нас они были намного ниже, чем в 2012-м. В декабре мы получили свидетельство об аккредитации на шесть лет по всем направлениям работы.

- На педагогические вузы в списке неэффективных пришлась львиная доля…

- В ходе мониторинга абсолютно все вузы оценивались всего по пяти критериям. Во-первых, это средний показатель по ЕГЭ. А он во многом зависит от престижа специальностей вуза. Профессия педагога, увы, сегодня не входит в список престижных. Но это скорее проблема государства, а не конкретного вуза. Еще один из критериев мониторинга – количество выпускников-иностранных студентов. И этот показатель у руководства педвузов вызывает обоснованное сомнение: мы ведь готовим педагогов для российских школ.

В самой идее оценить все вузы страны нет ничего плохого, но критерии для разных групп все-таки должны отличаться. Хотя, конечно, педагогическим вузам придется ориентироваться на определенные государством критерии эффективности. Уж если рейтинг вуза зависит от количества иностранных студентов, значит надо работать в этом направлении. Мы уже ведем переговоры о приеме 50 китайских студентов к нам на филологический факультет. В Китае сейчас большой спрос на изучение русского языка. А где, как не на родине Карамзина и Гончарова учиться русскому языку?

Назад, к распределению?

- Значительная часть выпускников педагогических вузов не работают по специальности – это одна из претензий к педагогическим вузам. Например, по информации городского Управления образования, на долю молодых специалистов (кто работает в школе не более трех лет) в ульяновских школах приходится только 17%. А в сельских школах того меньше…

Молодые специалисты иногда просто не могут устроиться на работу в школы Ульяновска – мест нет. Здесь текучесть педагогических кадров намного меньше, чем не селе, многие педагоги работают по несколько десятков лет, и школы за них держатся.

Почему ребята неохотно едут работать в село, понятно: нет жилья, нет достойных условий для работы, нормального быта. Хотя среди наших студентов много патриотов и своей профессии, и малой родины. Они настроены возвращаться в родные места и там работать. Другой вопрос: как их там встретят, что предложат…

- А возврат к прежней системе распределения, когда каждый выпускник педвуза был обязан отработать три года, возможен?

- Вряд ли. Если бы вернулось распределение, начались бы активные поиски путей его обхода. Недостаток учителей, особенно в сельской местности – это социальная, а не нравственная проблема. И решать ее должно государство, а не вуз. Конечно, у нас есть так называемые студенты-целевики, которые подписывают соглашение, предусматривающее после окончания их возврат в свой район, но даже они порой умудряются избежать отработки по месту назначения.

Быть или не быть…

- Результатом так называемой оптимизации стало закрытие небольших сельских школ. А по новому Закону об образовании их можно будет закрывать еще проще - с одобрения некоей специальной комиссии. Как вы к этому относитесь?

- Закрытие школы фактически равно гибели села. У такого населенного пункта просто нет будущего. Родители с детьми дошкольного и школьного возраста будут стремиться уезжать из такого села, и там останутся одни старики. Ученик малокомплектной сельской школы в условиях нынешнего подушевого финансирования стоит гораздо дороже городского. Наверное, проблема в этом.

- Может быть, педагогические вузы попадают в список неэффективных также по финансовым соображениям? Высокие чиновники от образования все чаще говорят, что вузы должны сами себя содержать, сами зарабатывать. А это возможно, если 90% мест в вузе – бюджетные, как в УлГПУ?

- Вуз должен, прежде всего, обеспечивать учебный процесс, давать образование и профессиональные знания. Все остальное – вторично. Я думаю, что зарабатывание денег вузом возможно, но без ущерба основной деятельности. С 2009 года вузам разрешено учреждать малые инновационные предприятия. У нас таких два. С открытием в университете лаборатории молекулярной биологии и других лабораторий, думаю, мы сможем выполнять платные заказы, например, по анализам ДНК. Ведь в регионе до сих пор нет лаборатории, где делали бы такие исследования.

- Уже давно ходят разговоры о возможном объединении УлГПУ с Ульяновским государственным университетом. У этой идеи немало сторонников. А как к этому относитесь вы?

- Я убежден, что педагогические кадры должны готовить специализированные вузы и категорически против слияния вузов разных направлений. Как можно, например, соединить сельскохозяйственный, педагогический и технический вузы? В каждом вузе своя история, традиции, научно-исследовательская школа, сложившийся состав преподавателей.

Если педвуз присоединяется к классическому или техническому, у него исчезает педагогический компонент, государству ведь нужны не просто физики или математики, а специалисты, знающие психологию ребенка. При слиянии с другими вузами настрой студентов на педагогическую работу после окончания учебы будет меньше, причем значительно.

Парни, парни…

- Педагогический университет традиционно считается «девичьим». Но ведь школам нужны и мужчины-педагоги. Как их привлечь на учебу в педагогический?

- На самом деле, есть традиционно «женские» факультеты - филологический, педагогики и психологии. В то же время на такие факультеты, как юридический, физической культуры и спорта, физико-математический, естественно-географический поступают достаточно много юношей. Радует, что увеличивается количество юношей, поступающих на педагогические специальности. Как правило, из них получаются хорошие педагоги, по призванию. А привлекать юношей нужно грамотной популяризацией профессии педагога, в этом большую роль играют средства массовой информации, особенно телевидение. Вспомните, как поднялся престиж профессии школьного учителя после выхода фильма «Доживем до понедельника». Наш университет старается выявлять и профессионально ориентировать будущих педагогов еще во время их учебы в школе. Например, недавно была организована детская ядерная академия, где с будущими физиками занимаются наши лучшие специалисты в этой области.

Свой среди своих

- Анатолий Александрович, вы возглавляли УВД Ульяновской области, ушли в отставку, а через полтора года были назначены ректором УлГПУ. Многих удивило ваше последнее назначение. Вы это почувствовали?

-Когда в ноябре 2007 года меня утвердили в должности начальника УВД, многие говорили: «Ну вот, профессор пришел, будет у нас в рапортах ошибки править». Я и на самом деле доктор наук, написал докторскую диссертацию об историографии российского революционного терроризма, у меня много иных научных работ. В частности – учебник о системе профилактики преступности несовершеннолетних. Так сложилась жизнь, что я семь лет работал в системе образования и науки МВД России.

А когда был назначен в университет, говорили: «Генерал пришел, всех построит…». Я год исполнял обязанности ректора, мне было важно, чтобы коллектив разобрался, зачем я пришел, и дал мне объективную оценку. 30 ноября на университетской конференции состоялись выборы ректора путем тайного голосования, и 95% избирателей сделали выбор в мою пользу. Для меня это много значит, потому что за минувший нелегкий 2012 год я убедился, что в университете работают настоящие патриоты, прекрасный и очень сильный коллектив. Я многому у них научился и ценю их доверие.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах