Примерное время чтения: 9 минут
383

Где в Ульяновске учат Родину любить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ - Ульяновск 06/11/2012
Фото автора

Как известно, привычки, черты характера, нравственные ориентиры закладываются в человеке с детства. С давних пор могучим средством патриотического и нравственного воспитания считался туризм. Но, к сожалению, сейчас прошло время массового увлечения настоящим туризмом – пешком с рюкзаком, на байдарке по реке или в гору с ледорубом. Туризм сейчас, скорее, воспринимается как поездки на отдых за рубеж – пляжи, шопинг и пятизвездочные отели… Но и в своем классическом понимании туризм не только сохранился, но и продолжает оставаться привлекательным делом не только среди людей старшего поколения, но и среди детей. Во всяком случае, в этом уверена Наталья Аредакова, директор Ульяновского областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий.

- Наталья Алексеевна, когда был дан первый толчок развитию детского туризма в Ульяновской области?

- Точную дату едва ли сейчас кто-нибудь сможет назвать. Школьники отправлялись в походы по родному краю и в довоенные времена. А вот история Центра детско-юношеского туризма и экскурсий началась в 1947 году. В Ульяновске тогда появилась детская туристско-экскурсионная база, рассчитанная на «пятьдесят койко-мест». Работали там с первых дней только два человека – заведующая турбазой и экскурсовод. Но несмотря на более чем скромное штатное расписание, работы у них было предостаточно. В Ульяновск, на родину Ленина, приезжали на экскурсии школьники со всей страны, так что база никогда не пустовала. 

Досье АиФ:
Аредакова Наталья Алексеевна, родилась 30 августа 1955 года в Ульяновске, закончила естественно-географический факультет Ульяновского педагогического института. Работала учителем географии в средней школе села Покровское Цильнинского района. С 1980 года - сотрудник Областной станции юных туристов – занимала должности методиста по краеведению, руководителя кружка, заведующей отделом, заместителя директора. С 1997 года – директор Областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий.

- И тогда только проводились экскурсии по ленинским местам?

- Нет, не только… Детский туризм в Ульяновской области начинался с пешеходных маршрутов по берегам Волги, потом начались велопробеги, а на каком-то этапе дело дошло и до краеведения – исторического, географического и даже литературного. Все это выросло из той самой экскурсионной базы, которая вскоре стала назваться Областной стацией юных туристов. Теперь это Центр детско-юношеского туризма и экскурсий. Но не в названии дело. Дело в сути и задачах. Цель осталась та, что была заложена изначально – воспитывать у наших детей дух коллективизма, товарищества, умение не бояться трудностей. Поход – это жизнь в миниатюре, где черты характера проявляются куда более явственно, чем в повседневных условиях.

- Решение о том, чем заняться детям во внеурочное время принимают, скорее, их родители. Не возникает ли у них опасений, что их чада столкнутся с трудностями и опасностями…

- Все-таки среди родителей есть много здравомыслящих людей, понимающих, что детей нужно не только холить и лелеять, но давать возможность испытать себя. Без этого в принципе немыслимо нормальное воспитание.

На соревнованиях юным туристам приходится преодолевать нешуточные препятствия.

 

 

- Кто они – современные юные туристы?

- Дети и подростки от шести до восемнадцати лет. Сейчас в наших объединениях по всей области занимаются 1 860 девчонок и мальчишек. Занятия идут по четырем направлениям: военно-патриотическое, художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное и, конечно, туристско-краеведческое. Но это разделение довольно условно. Очевидно, что одно без другого не может существовать. Какой может быть патриотизм без чувства прекрасного, без физического здоровья, без знания истории родного края?

- И как влияют на детей занятия туризмом?

- Очень многое зависит от личных качеств педагога. У нас работают фанаты своего дела, люди, для которых туризм – образ жизни. Так что и дети очень быстро начинают понимать, что такое коллектив, что такое дружба, что такое взаимопомощь. Здесь воспитываются и такие необходимые современному человеку качества, как честность и порядочность. Без взаимовыручки и чувства ответственности, волевых качеств в походе, даже самом элементарном, делать нечего.

- А руководителям походов не страшно нести ответственность за чужих детей?

- Прежде чем отправиться в серьезный поход, ребенок должен пройти не менее серьезную подготовку. Да, руководитель в полной мере должен осознавать свою ответственность, поэтому любые испытания и нагрузки соответствуют возможностям детей, тем навыкам, что они приобрели на теоретических и практических занятиях в течение учебного года. Слава Богу, на моей памяти не было каких-либо серьезных происшествий с нашими детьми, хотя прошли сотни походов, соревнований и профильных лагерей по различным видам туризма.

- Что такое профильные лагеря?

- В качестве аналога можно привести спортивные сборы. Профильные лагеря – это жизнь в палатках, это тренировки, это походы, в которых ежегодно принимают участие порядка 450 детей. Для участников наших объединений они проводятся уже много лет, так что когда школьные педагоги летом уходят в отпуск, у нас начинается самая горячая пора. Например, наш педагог Ольга Лукьянова проводит лагерь «С компасом и картой» в Чердаклинском районе, где дети выполняют нормативы на разряды по спортивному ориентированию.

- И кто все это оплачивает?

- Финансирует профильные лагеря региональное Министерство образования. Пять лет назад Правительство Ульяновской области подарило нам автобус, так что транспортом в пределах области мы тоже обеспечены.

- А чем в это время занимаются краеведы?

- Проводятся и этнографические лагеря, где дети изучают национальные обряды, игры, быт, собирают фольклор, костюмы, предметы домашнего обихода. Многие вещи для людей, живущих в деревнях, – лишний хлам, а для нас – это экспонаты. В нашем Центре есть этнографический музей, где собрано все самое интересное из того, что собрали дети в ходе полевых экспедиций и лагерей. Сами дети и проводят экскурсии – даже для преподавателей истории и географии, которые повышают квалификацию на курсах института повышения квалификации учителей.

- Что изменилось в детском туризме по сравнению с советскими временами?

- Главное в том, что интерес к туризму у детей не иссяк, и это не может не радовать. Но проблема в том, что дальние поездки стали делом довольно дорогостоящим. Если в былые времена родители имели возможность оплатить своим детям проезд в любую точку СССР, то сейчас, к сожалению, это многим не по карману. Так что география туристских маршрутов значительно сузилась. Тем не менее, в этом году наши дети ходили в Самарскую и Тверскую области, участвовали в общероссийском профильном лагере на Кавказе. Кроме того, ушло время палаток-брезентух и ватных спальников. Современное турснаряжение во много раз легче и удобнее, что для детей имеет наибольшую ценность. В прошлом году мы от Министерства образования получили комплекты такого снаряжения – теперь его хватает на всех. Кроме того, изменился темп жизни. Если раньше станция туристов проводила по пять-шесть областных мероприятий в год, то сейчас их число возросло до сорока пяти. Одно заканчивается – другое начинается. Но главными остаются областные соревнования по туризму – летние и зимние, краеведческие конференции, «Школа безопасности», которую мы проводим совместно с ДОСААФ и МЧС, краеведческие чтения и участие во всероссийских соревнованиях, куда выезжают наши лучшие команды. Третий год после длительного перерыва проводим областной турслет учителей.

- А есть ли успехи российского масштаба?

- Весной наша воспитанница Светлана Костина участвовала во всероссийской конференции «Отечество» со своим исследованием о жизни и судьбе симбирского дворянина Николая Дурасова, с именем которого связано появление в XVIII веке первого театра в Симбирске. Она заняла там первое место и удостоилась премии Президента России. И это – не единственный пример.

- Как известно, в наше время, что не растет, то гибнет… Каковы планы дальнейшего развития?

- Сейчас мы планируем расширять работу с теми, кто в нас больше всего нуждается – с воспитанниками детских домов. Для них мы летом организуем в Майнском районе палаточный лагерь «Ратник», где работают наши педагоги и волонтеры. На будущий год запланирован поход с детдомовцами к истокам Волги – в Тверскую область, в том числе и на Селигер. Так что нам есть, куда расти, и потенциал детского туризма еще далеко не исчерпан.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах