Примерное время чтения: 8 минут
497

Хранитель частички России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ - Ульяновск 12/07/2011

Село Акшуат Барышского района знают далеко за пределами Ульяновской области.

Слово «акшуат» переводится с тюркского как «белый, светлый источник».

- Судя по всему, поселение основали татаро-монголы, первое упоминание об Акшуате относится к XVII веку, - говорит Заслуженный учитель РФ, директор школы, создатель и руководитель школьного комплексного краеведческого музея Вера ФОМИНА. - В наше смутное время рушатся старые идеалы, появляются «новые ценности». Их несет с собой новая экономическая система, широко пропагандируют средства массовой информации. В подобных условиях появилась опасность вырастить поколение, утратившее национальную гордость и национальное самосознание.

Вера Петровна – человек уникальный. Она знает о родном селе буквально всё: когда оно было основано, кто и как в нём жил и чем занимался. Она может часами бродить по дендропарку, осматривать деревья, отмечать, что и где нужно сделать и сетовать, что школьникам это, к сожалению, не под силу. Она основала школьный музей и разработала образовательную программу краеведческого спецкурса «Село Акшуат».

Курс знакомит с историческим прошлым, с географическими и этнографическими особенностями села. Воспитывает любовь к своей земле, к своему народу, к своему прошлому, к истории и культуре, создаёт условия для самореализации учащихся, формирует особый микроклимат в школе. Дети учатся общаться с одноклассниками и односельчанами, расспрашивать и записывать воспоминания старожилов, используют собранные материалы для школьного музея и выкладывают на сайт.

Природа является, по убеждению Веры Петровны, естественным средством обучения и воспитания – и очень мощным. Именно темой «Природа» заканчивается спецкурс, а значит, школьников ждут длительные экскурсии и походы «с полным погружением». И тут сельчанам тоже повезло – живший в Акшуате до революции помещик Владимир ПОЛИВАНОВ не только построил дом, родил трёх детей, но и оставил после себя уникальный дендропарк площадью 63 гектара. С кедровыми, сосновыми, еловыми, берёзовыми, туевыми аллеями, фруктовым садом, питомником для фруктовых и дикорастущих деревьев, первым частным музеем, оранжереей и несколькими прудами.

Знакомство с историей начинается для школьников с обзорной экскурсии в музее, с осознания того, что Акшуат – частица большой и сильной России, что у жителей села есть прошлое, настоящее и будущее. Обобщающий урок-викторина превращается в настоящий спектакль на тему «Вечер в доме Поливановых». Каждый ученик выступает с отчетом в виде исследовательской работы или фильма. На мероприятие приглашают родителей, старожилов села, членов совета музея.

Эпоха дяди Лёни

В кабинете директора стоят два огромных чемодана. В чемоданах – бесценные сокровища. Когда-то давно один из сельчан, Алексей КОБЛОВ, дядя Лёня привёз с войны трофейный фотоаппарат и запечатлел многие моменты жизни Акшуата.

- Вся история села делится как бы на «эпоху Поливанова» и «эпоху дяди Лёни», - улыбается Вера Петровна. – Вот только расставаться с негативами дядя Лёня никак не хотел. Еле уговорила передать их в музей. Сейчас цифрую, распечатываю. В 70-х годах я уже сама фотографировала, моя коллекция негативов тоже пригодились. А теперь детей воодушевляю на съёмки, сегодня цифровые камеры есть практически у каждого.

Все блага через «не хочу»

- Всё хорошее в моей жизни происходило не благодаря моему желанию, а как бы вопреки. Учитель черчения и рисования Старотимошкинской школы Зухра ШИГАПОВА считала, что у меня большой талант к рисованию, и буквально заставила меня поступить на художественно-графическое отделение педагогического училища. Художественное образование очень пригодилось мне в дальнейшей жизни. Возвращаться в Акшуат я не собиралась. Работала в школе, жила на квартире. Жить на квартире мне ужасно не нравилось, я мечтала перебраться в общежитие, а для этого нужно было уйти на завод.

Я обратилась в районный отдел народного образования, чтобы мне устроили вызов в Акшуатскую школу, а я бы уволилась и уехала в город. Заведующий РОНО согласился, но вместо вызова устроил мне перевод, так что надо было год отработать. «Поживи с родителями, отдохни», - увещевал он меня. Я согласилась через «не хочу», а потом жить с родителями мне очень понравилось. К тому же, я всегда была патриотом Акшуата, много времени проводила в парке, изучала историю.

Тут выяснилось, что школе нужен учитель географии. И меня снова заставили поступать – на этот раз в педагогический институт. А тут как раз в село приехал Александр, мой будущий муж. Мы вместе учились на худграфе. Бывает у людей любовь с первого взгляда, а бывает такая, когда чем больше человека узнаёшь, тем больше любишь. Это наш случай. У нас родились две дочки, Катя и Даша.

Отец много дал им в плане воспитания, он очень любил и тонко чувствовал природу. Потом Бог свёл нас с Бородиными. Мы как-то удачно дополнили друг друга: они занимались научными исследованиями, мы изучали народные традиции. Даша стала ездить в экспедиции, я переживала первое время, болела душой, потом успокоилась: она возвращалась окрылённая. Да вообще, все ребятишки, которые прошли «школу Бородиных», получились незряшные. Случайные быстро отсеивались.

День первой каши

Потом меня отправили на курсы повышения квалификации, нужен был заместитель директора школы по воспитательной работе. Я была очень недовольна, ворчала. На курсах познакомилась с кандидатом педагогических наук Вероникой ЯСНИЦКОЙ. Мы подружились на всю жизнь. Вероника Романовна помогла мне по-новому посмотреть на педагогику. Мы стали вместе выстраивать систему воспитательной работы в сельской малочисленной школе. Пионерская организация вместе с комсомолом тогда прекратили существование.

Я была в растерянности: что делать? Как воспитывать детей? А ей было интересно, как соединить народные традиции с процессом образования. Музей, кстати, в школе тогда уже был. И мы решили взять за основу праздники – масленицу, пасху, жаворонки, потом был Герасим-грачевник, день первой каши (был такой праздник: когда выпадал первый снег, варили первую кашу из крупы нового урожая, а мы с детьми придумывали рецепты каши из топора).

Музей считался чудачеством

В 2012 году школьному музею исполнится 30 лет. Поначалу в селе это считалось чудачеством, но нам удалось главное – сохранить историю. Теперь в Акшуате гордятся Поливановыми. Музей – это некий ресурсный центр. Материалы, собранные ребятами, можно использовать в течение всего учебного года. У нас два направления – экологическое и краеведческое. Третий год подряд наша школа становится призёром областного конкурса музейных проектов «Сохраним нашу историю!». В этом году в номинации «Проведение экскурсионной деятельности» проект «В гостях у Поливанова» занял второе место и выиграл грант – 30 тысяч рублей. Деньги потратили на оформление экспозиции ко дню рождения Владимира Поливанова.

Материалы музея используют не только на школьных уроках, но и при проведении ежегодного областного праздника «В гостях у Поливанова». Вот только с помещением проблема. Сначала музей располагался в одном из школьных кабинетов, потом - в актовом зале. Теперь помещение решили забрать под детский сад. Конечно, садик нужен, но и музей тоже нужен. Вот было бы здорово, если бы у музея был свой дом!

В этом году глава Барышского района Сергей КОЧЕТКОВ пообещал к следующему дню рождения Поливанова восстановить здание бывшей лозоплетенческой мастерской, построенной по проекту архитектора Августа ШОДЭ. Я считаю главным достижением то, что в результате многолетней исследовательской работы нам удалось найти потомков Владимира Поливанова. Коллекция музея пополнилась раритетными материалами, фотографиями Марии Языковой и Людмилы Поливановой, стали известны интересные факты из жизни семьи. Всё это вошло в книгу о семье Поливановых. Как только изыщем средства на печать, книга выйдет в свет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах