aif.ru counter
ul.aif.ru
1189

Дважды Герой Иван Полбин

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ - Ульяновск 26/04/2011

Отдав жизнь за Отечество, генерал Полбин оставил после себя уникальную тактику бомбометания с применением пикирующих бомбардировщиков. Последний раз она была использована в 1986 году при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Справка «АиФ в Ульяновске»

Полбин Иван Семёнович – дважды Герой Советского Союза, командир 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка Сталинградского фронта; командир 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 1-го Украинского фронта.

Родился 27 января (9 февраля) 1905 года. Местом рождения числится село Ртищево-Каменка (ныне село Полбино Майнского района Ульяновской области). В Красной Армии с 1927 года. Член ВКП(б) с 1927 года. В 1931 году окончил Оренбургскую военную школу лётчиков. С 1933 по 1941 год служил в различных авиационных частях Красной Армии на Дальнем Востоке. С 1939 года - командир авиационного бомбардировочного полка. За активное участие в боях с японцами у реки Халхин-Гол (Монголия) награждён орденом Ленина. В Великую Отечественную войну в действующей армии с июля 1941 года. Воевал на Западном, Сталинградском, Брянском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Командовал 150-м скоростным бомбардировочным авиационным полком, затем 301-й бомбовой авиационной дивизией (с 1942 года), 1-м (2-м гвардейским, 6-м гвардейским) авиационным корпусом (с 1943 года). Совершил 157 боевых вылетов. Разработал и внедрил в практику боевых действий схему группового удара бомбардировщиков с пикирования («вертушка»). Награжден многими орденами и медалями. Зачислен навечно в списки гвардейского бомбардировочного авиационного полка, в котором служил. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» удостоен в ноябре 1942 года. Погиб смертью храбрых 11 февраля 1945 года в воздушном бою под Бреслау. Посмертно удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Место рождения – тюрьма

Согласно метрике, Иван Полбин появился на свет в селе Ртищево-Каменка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Но это не совсем так. После «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года в Петербурге волнения дошли и до симбирской глубинки. В селе Ртищево-Каменка возникла стихийная сходка, на которой выступила с речью местная жительница Ксения Полбина - женщина на девятом месяце беременности. Она выразила возмущение беспросветной жизнью сельской бедноты и ругала существующие порядки. Была арестована и помещена в женскую тюрьму Симбирска. Здесь, в камере, и появился на свет ее сын Ваня. Отпустили мятежную крестьянку с ребенком только через полгода. Разумеется, батрацкая семья всячески поддержала приход Советской власти, а для юного Вани Полбина революция стала реальным шансом выйти в люди. Осенью 1918 года в тринадцать лет мальчик покинул родное село. Работал на железной дороге в бригаде ремонтных рабочих. В 1922 году, будучи учащимся Карлинской школы 2-й ступени, вступил в комсомол и вскоре стал секретарем волостной комсомольской организации, а в 22 года (в 1927-м) вступил в ВКП(б).

Взлет

Иван еще школьником заболел авиацией, много читал о самолетах и даже создал в селе Карлинском Общество друзей Воздушного флота. Рассказывал сверстникам о петле Нестерова, о самолете «Илья Муромец», летчике Уточкине, организовал сбор денег на постройку эскадрильи «Наш ответ Чемберлену». В 1927 году, когда пришла пора идти в армию, попросился в авиацию. Но забраковали врачи: мизинец на левой руке, травмированный еще в детстве, не сгибался. Лишь после срочной службы в стрелковой дивизии смог добиться своего, и в 1929 году был зачислен в «терку» - Вольскую теоретическую школу летчиков.


Из воспоминаний современников

«Его было не узнать, - пишет об этих днях Михаил Тупицын, школьный товарищ Ивана Полбина, - таким веселым, мне казалось, я его никогда не видел. Помню, как он, сидя на скамейке и устремив взгляд на волжские дали, с некоторым сожалением сказал: «А все-таки, Миша, немножко жаль расставаться с родными краями, с нашей Волгой. И хотя Волга и там, в Вольске, но я уверен, что не такая красивая».


В декабре 1930 года Иван Семенович был направлен в Оренбургскую школу летчиков, где он освоил полеты на «У-1» и «Р-1». С 1933 по 1941 год служил в различных авиационных частях Красной Армии в Забайкалье. Боевое крещение принял на Халхин-Голе. С 1939 года - командир авиационного бомбардировочного полка.

Из «пешек» – в ферзи

«Пешка» - так летчики называли пикирующий бомбардировщик «ПЕ-2», разработанный конструктором Владимиром Петляковым. Зимой 1941-1942 годов, уже как следует повоевавший, успевший даже после падения самолета выбраться с экипажем из вражеского тыла, Иван Полбин осваивал с подчиненными новый самолет «ПЕ-2» и буквально влюбился в эту машину. Он сразу понял ее возможности в бомбежке маломерных целей. Не хватало инструкторов, и командир сам взялся обучать личный состав. В боях под Москвой и Сталинградом не раз было продемонстрировано преимущество этой машины. Однако там, где «ПЕ-2» пытались использовать традиционным образом - для бомбометания с горизонтального полета и с большой высоты, «пешку» ругали. Дошло до того, что самолет предложили снять с вооружения. В деле решил разобраться лично Верховный Главнокомандующий. Сталин пригласил к себе командира авиаполка Ивана Полбина, где тот в течение десятиминутного разговора четко и убедительно доказал Верховному все преимущества «ПЕ-2». Позже многие военачальники (в частности, командующий Степным фронтом Иван Конев) оценили преимущества пикирующих бомбардировщиков. Машину называли «снайпером бомбометания» и частенько шутили, что это никакая не «пешка», а самый настоящий ферзь. На цель заходили по изобретенной Иваном Полбиным схеме, которая получила название «полбинская вертушка». Метод закрепился. Уже в 1986 году при ликвидации чернобыльской аварии генерал-майор Николай Антошкин, выпускник Оренбургского авиаучилища имени Полбина, применил «полбинскую вертушку» для запечатывания песком кратера четвертого энергоблока.

Гибель героя

Должность командира дивизии и тем более корпуса давала Ивану Полбину полное право руководить боевыми экипажами из командного пункта. Но никто не мог заставить командира не летать. По его мнению, самый эффективный метод обучения - «делай, как я». Когда Героя Советского Союза Ивана Полбина в ноябре 1942 года перевели с фронта на работу в Москву, в штаб ВВС, он смог доказать, что его место – на фронте, и уже в начале 1943 года стал командиром 301 авиационной дивизии, а в марте 1943-го – 1-го авиационного бомбардировочного корпуса.

11 февраля 1945 года немецкие артиллерийские батареи на подступах к Бреслау (польский Вроцлав) не давали нашей пехоте продвинуться вперед и овладеть городом. Артиллерию нужно было подавить. «Ведущий – я!» - закончил командир изложение боевой задачи и поднял в воздух остальные восемь самолетов. Это был его 157-й вылет. Уже при выходе из пике, когда бомбы точно легли в цель, носовая часть командирского бомбардировщика получила прямое попадание снаряда.

Командир авиакорпуса генерал-лейтенант Иван Полбин не дожил до Победы три месяца. Двумя днями ранее ему исполнилось сорок лет.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество