Примерное время чтения: 9 минут
1101

Артём Наумов: довод «я – учитель, и меня нужно слушаться» давно не работает

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ - Ульяновск 35 29/08/2018
Артём Леонидович Наумов считает педагогику своим призванием. Он легко расстался с министерской должностью и ушёл в школу.
Артём Леонидович Наумов считает педагогику своим призванием. Он легко расстался с министерской должностью и ушёл в школу. / Светлана Чернышова / АиФ

Так сложилось, что в нашей стране профессия учителя по преимуществу женская, а молодые люди если и оканчивают педагогический вуз, то до учебных заведений в большинстве своём не доходят. Артём Наумов к их числу не относится – его жизнь накрепко связана со школой, и этому обстоятельству он только рад.

Правильный выбор

– Артём Леонидович, признайтесь: педагогика – ваше призвание?

– Я думаю, да. В детстве я часто играл в учителя, причём не учителя-предметника, а учителя начальных классов. Уже тогда мне хотелось давать младшему поколению азы знаний – с этими крючками, палочками – учить деток писать, считать, рисовать. В начальной школе у человека формируются первые представления о мире и умение учиться, и, должно быть, поэтому своего первого учителя мы помним всю жизнь. В общем, после окончания школы я поступил в педагогический университет, а когда проходил практику в детском лагере, окончательно убедился, что сделал правильный выбор.

– Не каждому учителю начальных классов удаётся дорасти до заместителя директора, а у вас получилось. Опытом не поделитесь?

– После университета я устроился по специальности в гимназию № 34, а когда меня пригласили в Министерство образования, я из школы ушёл. Трудился в отделе воспитания главным специалистом – отвечал за организацию мероприятий регионального уровня, в том числе дебютного праздника выпускников «Взлётная полоса». Это был 2011 год, работали мы с энтузиазмом, старались сделать торжество ярким и запоминающимся. Там же, в министерстве, я встретил свою вторую половинку. В принципе, мы пересекались ещё в школьные годы – мы оба занимались вожатской деятельностью и входили в объединение «Лидер» Центра детского творчества № 2. Встретившись уже взрослыми людьми, поняли – больше друг без друга мы никуда. Поработав какое-то время в министерстве, я поймал себя на мысли, что не могу без школы, поэтому когда мне предложили стать заместителем директора лицея по воспитательной работе, я сразу же согласился. Здесь я окончательно влюбился в свою профессию и понял – больше из школы никуда не уйду.

Очень важно, когда педагог – мужчина

– Как получилось, что вы стали ещё и преподавателем ОБЖ?

– Работа учителя начальных классов отнимает много времени, поэтому совмещать её с административной деятельностью практически невозможно. Учителю ОБЖ в этом плане проще. Я прошёл курсы, защитил квалификационную работу и стал преподавать. Некоторые считают, что на такие предметы, как ОБЖ, не следует обращать серьёзного внимания, и напрасно – от того, насколько дети усвоят предмет, может зависеть и жизнь их самих, и жизни людей, которые находятся рядом. Отрадно, что некоторые мои ученики уже смогли применить эти знания на практике. Пару лет назад в одной деревне произошёл такой случай – четверо ребят поехали на озеро ставить сети и один из них запутался. Двое мальчишек испугались и убежали, а мой ученик применил навык спасения утопающего и помог другу. Он успокоил товарища, помог выбраться ему из сетей и добраться до берега, где оказал ему ещё и медицинскую помощь. Каждый год мы собираем сразу несколько таких историй. Если ребёнок может применить на практике переданные тобой знания, значит, ты работаешь не зря.

– В 2014 году вы стали победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодые управленцы». Чем же вы так поразили столичное жюри?

– «Педагогический дебют» наступил в моей жизни в 2012 году. Сначала участвовал как учитель – занял в городе третье место, четвёртое – в области. На следующий год решил попробовать снова, но теперь уже как управленец. Регионального этапа эта номинация не предполагала – отборочный этап проходил заочно. Подготовка шла сложно, и документы на конкурс я отправил в самый последний момент. Через две недели я узнал, что вышел в финал. Членов жюри заинтересовал проект «Привлечение мужчин в современную школу», который мы разрабатывали вместе с директором лицея Владимиром Викторовичем Обласовым. У нас была своя футбольная команда, сборные по настольному теннису и баскетболу. Мы соревновались с папами наших учеников, привлекали их к спортивно-оздоровительной деятельности, а потом ещё и к благоустройству. По моей инициативе при лицее был создан совет отцов, которым я сам же руководил. Затем, набравшись опыта, я возглавил и городской совет отцов.

Память дороже денег

– Получается, что спортивная жизнь в лицее бьёт ключом и традиции, заложенные легендарным преподавателем физкультуры Владимиром Григорьевичем Мендельсоном, не забыты…

– Конечно. Недавно у нас произошла смена поколений, и наш лицей, как это было при Владимире Григорьевиче, стал побеждать на районных эстафетах и подтягиваться к лидерам – на городских. А к спортивным турнирам, посвящённым памяти выпускников 11-й школы, погибших в Афганистане и Чечне, у нас добавился городской турнир памяти Мендельсона. В конце 2013 года я представил проект этого турнира на конкурс, объявленный оргкомитетом сочинской олимпиады и неожиданно для себя выиграл. Меня пригласили на большую экскурсию по спортивным объектам Сочи, но я был настолько занят в школе, что поехать не смог, а вместо меня в олимпийскую столицу делегировали нашего учителя физкультуры. Мне же организаторы конкурса предложили... принять участие в эстафете олимпийского огня – прислали факел, форму, экипировку. Так я стал факелоносцем – наряду с такими звёздами спорта, как чемпион мира по хоккею с мячом Николай Афанасенко и олимпийский чемпион по лёгкой атлетике Владимир Крылов. Было очень волнительно – до сих пор помню. А на следующий день мы устроили в лицее малую эстафету, в которой участвовало по одному ученику из каждой параллели. С тех пор олимпийский факел является экспонатом музея, посвящённого памяти Мендельсона.. А форма факелоносца стала семейной реликвией. Я её надеваю раз в год – 5 января, когда провожу «здоровое зимнее утро» для жителей четвёртого микрорайона. Кстати, форму несколько раз хотели у меня купить, обещали хорошо заплатить, но я всякий раз отказывался – есть вещи дороже денег.

– Что должен знать педагог, выстраивая отношения с современными детьми?

– Надо понимать, что современный ребёнок, обращаясь к учителю на «вы», в голове произносит «ты». Чтобы наладить диалог с таким учеником, педагогу нужно быть не только администратором и руководителем, но ещё и другом, который тебя выслушает и поймет. Позиция «я учитель, поэтому дети должны меня слушаться» уже не работает, но, к сожалению, не все педагоги (особенно старшего поколения) это понимают. А ещё современные дети достаточно рано взрослеют и иногда принимают решения,

последствия которых могут быть очень печальными. Отследить момент, когда ребёнку стало плохо, чрезвычайно важно, и здесь на первый план выходит роль классного руководителя. Он должен выстроить диалог с каждым учеником, и это – вопрос жизни. Также надо учитывать, что современные дети гораздо лучше многих взрослых разбираются в IT-технологиях, а некоторые так и вовсе живут в виртуальном мире. Самое страшное, когда действующие в нём законы ребёнок начинает распространять на реальность (например, всерьёз полагая, что у человека несколько жизней). Эта оторванность от действительности сегодня является глобальной проблемой, решить которую можно только одним способом – вызвав у ребёнка искренний интерес к живому общению.

Определяющая траектория

– И родители тоже такие проблемные?

– Я бы сказал, гораздо более проблемные. С тех пор, как появилось такое понятие, как образовательная услуга, некоторые родители рассуждают так: я отдал вам ребёнка, так будьте любезны – обучайте, воспитывайте, остальное меня не касается. Всю ответственность за собственное чадо такие родители пытаются с себя снять и переломить это отношение бывает очень сложно. Некоторые вовсе не идут на контакт – думают, все проблемы их детей сами собой разрешатся. А ребёнок в это время чувствует себя брошенным: и родителям не нужен, и в школе ругают. Ни к чему хорошему это не приведёт.

– Вы так заняты в школе. А на своих детей времени хватает?

– Мои детки всегда ждут папу с нетерпением, а я стараюсь закончить дела побыстрее и пораньше приехать домой. Получается не всегда, но выходные я железно с семьёй. Собственно, я особо не распыляюсь – у меня есть любимая семья и любимая работа, поэтому для меня выражение «дом – работа, работа – дом» – это не символ скуки, а определяющая траектория. Даже если удаётся выбраться на рыбалку, планирую поездку таким образом, чтобы к моменту пробуждения детей я был уже дома.

– Помимо рыбалки какие-то увлечения ещё есть?

– Очень люблю футбол и даже приобщил к этому сына. Как-то приходим с ним в парк, а там молодёжь играет. Говорю: «Кирюш, вставай на ворота», а тот плечами пожимает – их человек пять или шесть, а нас только двое. В результате мы выиграли со счётом 6:1 и сын сразу полюбил футбол. Ещё я раньше баловался стихами и рэпом, теперь пишу редко – в основном супруге на дни рождения или по случаю какой-нибудь годовщины. К сожалению, работа на административной должности оставляет мало времени для творчества. Чтобы как-то самореализоваться, провожу для друзей свадьбы и юбилеи. Они просят, и я с удовольствием соглашаюсь.

Досье
Артём Наумов. Родился в 1987 году в Ульяновске. По специальности – учитель начальных классов, педагог-психолог. Призёр регионального конкурса «Воспитать человека – 2017». В настоящее время исполняет обязанности директора лицея № 11. Женат, воспитывает сына и дочь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах