Примерное время чтения: 7 минут
308

Александр Маринин: «Туризм развивается не на совещаниях»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ - Ульяновск 9 02/03/2016
Сергей Юрьев / АиФ

Александр Маринин долгие годы посвятил развитию регионального детско-юношеского туризма. Тем же старается заниматься и сейчас, не теряя надежд на то, что дело всей его жизни и наши непростые времена имеют шансы на светлое будущее.

Глоток реальной жизни

Сергей Юрьев: - Александр Павлович, помнится, в середине 80-х годов прошлого века в местной молодёжной газете была опубликована ваша статья о детском туризме. Многим тогда запомнилась фраза «детский туризм, безусловно, заманчив и привлекателен». Остаётся ли он таковым и сейчас?

Александр Маринин: - К сожалению, сейчас для большинства детей виртуальный мир компьютерных игр и социальных сетей стал куда более заманчивее. Туризм надо пропагандировать, туризмом надо заниматься, а как это делать, если в России и взрослые-то туристские организации в большинстве своем либо ликвидированы, либо лишены поддержки государства.  Были советы по туризму, были специализированные институты повышения квалификации педагогов по туризму. Теперь ничего подобного нет. По России «оптимизировано» большинство станций юных туристов, а те, что продолжают работать, стали структурными подразделениями совершенно непрофильных учреждений дополнительного образования. А между тем, без туризма невозможно полноценное патриотическое воспитание. Настоящий поход – прекрасная возможность для мальчишки почувствовать себя мужчиной. И никакие компьютерные игры этого не заменят. Разве России не нужны граждане, которые действительно любят и знают свою страну?

- Получается, что сейчас одни учреждения дополнительного образования сливаются с другими, независимо от их профиля?

- Да, тенденция такова, что специфика видов деятельности образовательного учреждения для тех, кто принимает решения, первостепенного значения не имеет. Всё смешивают «в одном флаконе», и это создаёт определённые проблемы. Например, руководителям подобных учреждений непросто вникнуть во все тонкости того или иного направления. Если бы мне, например, предложили открыть при станции юных туристов кружок по вышиванию крестиком, мне бы потребовалось немало времени и сил, чтобы вникнуть в суть этого дела. У любой «оптимизации» должны быть разумные пределы. Главное – нужно понимать, что в туризме главное не медали и разряды, а походы, единение с природой и возможность смотреть на мир широко открытыми глазами. Туризм – не только физическая подготовка, но и эстетическое воспитание.

Дети остались прежними

- Сейчас семейное и школьное воспитание имеет несколько другой вектор, чем в советские времена. Если предложить ребёнку пройти с рюкзаком десять километров, он может спросить: «Что я с этого буду иметь?». 

- Не думаю, что всё так безнадёжно. Уверен, что стремление к прекрасному у детей осталось. Да и желание показать, на что каждый из них способен, никуда не делось. Мир-то, конечно, меняется, а вместе с ним и подходы к воспитанию, Но когда идут соревнования по туризму, мотивы у детей те же, что и двадцать, и тридцать лет назад: показать, чему научился, продемонстрировать свои навыки и добиться победы. Стремление к успеху было во все времена – не только сейчас. Но сейчас в нашем городе нет системы подготовки туристских педагогических кадров. А между тем, походы по-прежнему остаются в обязательной программе работы классных руководителей. А что они сделают, если сами не знают ни правил поведения в лесу, ни требований безопасности? Пройти по простейшему маршруту они не могут, поскольку нет навыков ориентирования на местности. Так что туризм превращается в «пикник на обочине».

Детский туризм, несмотря ни на что, по-прежнему и заманчив, и привлекателен.
Детский туризм, несмотря ни на что, по-прежнему и заманчив, и привлекателен. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

- С другой стороны, при современной системе образования многократно выросли требования к отчётности…

- Недавно внимательно прослушал интервью с президентом Владимиром Путиным, где он, отвечая на вопрос о развитии детского туризма, заметил, что здесь главная задача учить, а не регламентировать. Тем не менее, если выполнять все существующие требования, за каждой группой туристов должен следовать грузовик со скарбом – в том числе, с кухней, туалетом и прочей мебелью. Похоже, правила писали люди, которые в походе ни разу в жизни не были. Выполнение всех пунктов делает поход в принципе невозможным. Мы, конечно, делаем всё, что возможно и действительно необходимо. Но зачем, например, везти бочку воды, если знаешь, где расположены родники?!

Кадры решают всё

- Как повлияло на работу слияние Заволжской станции юных туристов с детской спортивной школой?

- Проблема подобного объединения в том, что туризм – это не только спорт. Даже получение разрядов и званий в туризме требует больше времени и усилий, чем в большинстве спортивных дисциплин.  Гимнастка, например, и в двенадцать-пятнадцать лет может стать и кандидатом, и мастером спорта при определённой самоотдаче и дарованных природой физических данных. А у нас нужно год за годом холить в походы, постепенно повышая категории сложности. У нас путь от новичка до мастера или хотя бы разрядника долог и сложен, да и не в этом цель. Но нам повезло, что Эдуард Юрьевич Виноградов, директор детской спортивной школы Заволжского района, относится к этому с пониманием. Кстати, есть педагоги, которое творят чудеса. Например, воспитанники Анны Афанасьевой в пятнадцать лет выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта, но она – единственная, кому удалось такого добиться.

- Что-то вообще делается, чтобы хотя бы приблизить нынешний детский туризм к показателям советских времён?

Досье «АиФ»
Александр Маринин. Родился 14 октября 1950г. в посёлке Базарный Сызган Ульяновской области. С 1986 по 1995 - директор областного центра детско-юношеского туризма, затем руководил станцией юных туристов Заволжского района. Руководитель отдела спортивного туризма и спортивного ориентирования Детско-юношеской спортивной школы «Заволжье».
- В Ульяновской области создан оргкомитет по развитию туризма под председательством министра образования, расписана «дорожная карта». Вероятно, проводятся какие-то собрания и совещания. Но, если никто не научит ребёнка ориентироваться на местности, ставить палатку, укладывать рюкзак, то и совещаться бессмысленно. А проблем масса. Был даже период до нашего перехода под эгиду городского комитета по делам молодёжи и спорта, нас вообще не финансировали. Деньги были только на зарплату. Потом хоть какое-то финансирование появилось. Удалось оборудовать небольшой тренажёрный зал, скалодром высотой в три с половиной метра. Мало, конечно, но лучше, чем ничего… А туризм по-прежнему и заманчив, и привлекателен. Природа нас и учит, и лечит, и даёт возможность отдохнуть. По большому счёту, турклуб должен быть в каждой уважающей себя общеобразовательной школе, а у нас даже районные и городские соревнования не проводятся. Соревноваться некому. И на областных соревнованиях учителей по туризму городские школы не представляют.  У нас есть планы договориться с нашим педагогическим университетом, чтобы в программе повышения квалификации учителей появился курс по подготовке туристских организаторов. И мы готовы вести эти курсы. Очень надеемся, что эта программа осуществится. Всех проблем, таким образом, конечно, не решить, но начинать надо именно с этого. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах