Примерное время чтения: 6 минут
70

Союз науки и производства

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ - Ульяновск 17/02/2010

Как известно, еще 3 сентября прошлого года Правительство Ульяновской области утвердило концепцию целевой программы «Ульяновск - авиационная столица».

Эта программа является одним из основных направлений формирования авиационного кластера нашего региона и предусматривает модернизацию инфраструктуры ульяновских аэропортов, открытие новых высокотехнологических производств, а также пропаганду авиационных видов спорта. Значительное внимание уделено и кадровым вопросам - от создания системы подготовки и переподготовки высококлассных специалистов до создания работникам авиационной отрасли комфортных условий для жизни.

Специалисты - авиационному кластеру

Особое внимание к образовательной части программы вполне понятно, поскольку для любого движения вперед, прежде всего, необходимы люди, которые умеют и, главное, хотят работать в отрасли.

Именно решению этого вопроса было посвящено состоявшееся в минувший четверг расширенное заседание Наблюдательного совета консорциума «Научно-образовательный производственный кластер «Ульяновск-Авиа», которое вел первый заместитель председателя Правительства Ульяновской области Александр Пинков.

В состав консорциума, соглашение о создании которого было подписано 14 августа прошлого года в рамках всероссийской конференции «Воздушные перевозки в Российской Федерации», вошли заводы, производящие авиационную технику и авиакомпоненты, авиакомпании, аэропорты, профильные научные организации, образовательные учреждения, готовящие специалистов для работы в сфере авиации и авиационной промышленности, - словом, предприятия, заинтересованные в притоке высококлассных специалистов, и учебные центры, способные их готовить.

Сам Александр Петрович так оценил значение данного события: «Основной вопрос, который мы рассматриваем, - подготовка и переподготовка кадров для всех наших предприятий авиационной отрасли. Сегодня здесь присутствуют представители Казанского технического университета и Самарского аэрокосмического университета, которые вместе с ульяновскими вузами разрабатывают и будут реализовывать программу подготовки всех специалистов, необходимых нам для развития авиационного кластера на территории Ульяновской области.

В связи с созданием новых производств - завода по производству авиационных композитных материалов, предприятия по конвертации пассажирских воздушных судов компании «Аэрбас» в грузовую модификацию, а также с планами возобновления выпуска АН-124 «Руслан» - появляется потребность в совершенно новых специальностях, обучение которым пока просто не предусмотрено ныне существующими в ульяновских вузах учебными программами. Нужно разработать систему мер совместно с Министерством образования Российской Федерации и сформировать перечень новых необходимых нам специальностей. И коренное изменение учебных программ должно заключаться в том, что выпускнику вуза после прихода на производство не требовалось бы двух-трех лет на адаптацию, чтобы он мог как можно быстрее начать работать самостоятельно».

Центр притяжения - Ульяновск

О том, как на практике будут «коваться» кадры, подробно рассказал Владимир Костин, проректор по учебной работе Казанского технического университета, который в прошлом году получил статус национального исследовательского университета наукоемкого машиностроения: «Мы могли бы обмениваться преподавателями и студентами - у нас есть очень много общих курсов. Среди наших преподавателей есть уникальные специалисты в области математики, приборостроения и многих других дисциплин, связанных с авиастроением, - все они могут читать лекции в вузах Ульяновска. И наоборот, мы будем приглашать ульяновских преподавателей или ведущих специалистов из конструкторского бюро приборостроения или «Авиастара» - они могли бы поделиться с нашими студентами опытом практической работы».

Причем, по его словам, если речь идет об отдельных лекциях, подобное сотрудничество может начаться уже в ближайшее время, а на системной основе - с начала нового учебного года - уже есть предварительные договоренности с Ульяновским государственным университетом и возможность точно так же решить эти вопросы с УлГТУ.

В перспективе планируется взаимодействие ведущих вузов Поволжья с ЗАО «Авиастар-СП», где работают специалисты, на практике знающие, какие вопросы сегодня стоят в первую очередь в авиационной промышленности.

Значение такого сотрудничества особо отметил президент КГТУ Геннадий Дегтярев: «Любой авиационщик должен участвовать в становлении своей отрасли во всей России. А поскольку Ульяновск претендует на роль авиационной столицы, то все должны сюда тянуться!».

Обмен знаниями

Текущие задачи консорциума обозначил директор ОГУ «Развитие авиационного кластера Ульяновской области», президент УлГУ Юрий Полянсков: «Мы уже определили перечень специальностей, в подготовке которых заинтересованы наши предприятия авиационной отрасли, причем не только на сегодняшний день, но и в перспективе. Известны также и требования к уровню подготовки специалистов. Сегодня мы подводим предварительный итог этой работы и определяемся с планами реализации этой программы на ближайшее будущее. Очевидно, что для повышения уровня образования и качества специалистов необходимо развивать «академическую мобильность» студентов - они должны иметь возможность свободно перемещаться в другие вузы, если у него есть возможность пройти курс лекций, практику, стажировку у специалистов самого высокого класса. Мы закладываем такую схему, чтобы отправлять наших студентов не на пять лет, а на более короткий срок, чтобы они не утратили связей с нашим университетом и родным городом. А в УлГУ уже для нынешних старшекурсников будут вводиться дисциплины по специализации «Авиастроение».

Необходимо разностороннее образование

Впрочем, круг вопросов, поднятых на заседании, не ограничился обменом студентами и преподавателями. Все собравшиеся прекрасно сознавали, что приток квалифицированных кадров, особенно молодежи, можно обеспечить лишь в том случае, если им будет обеспечена действительно интересная работа, достойная заработная плата, комфортные бытовые условия, перспектива профессионального и карьерного роста, а также благоприятная социокультурная среда. С другой стороны, есть понимание, что работник авиационной отрасли должен быть не только прекрасным специалистом своего дела, но разносторонне образованным человеком. А поскольку и самолетостроение, и авиаперевозки часто немыслимы без международного сотрудничества, особое место в подготовке кадров должно занимать качественное преподавание английского языка.

Так что очередные задачи, стоящие перед «Научно-образовательно-производственным кластером «Ульяновск-Авиа», определены, и предварительные итоги их реализации будут подведены уже в марте - на очередном заседании Наблюдательного совета.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах