Примерное время чтения: 7 минут
1799

60 лет трамваю и 40 – троллейбусу: история ульяновского электротранспорта

фото из альбома "Наше ТТУ", подарок ВЛКСМ ТТУ Челябинска / АиФ

4 января исполнилось 40 лет с открытия первой троллейбусной линии в левобережье Ульяновска, а 5 января – 60 лет со дня пуска первой трамвайной линии.

Мог быть и старше  

Трамвай в Симбирске хотели пустить ещё до революции. Проблема бездорожья в городе стояла тогда очень остро. Её решали: в начале ХХ века энергичный городской голова Афанасьев начал масштабные работы по мощению и асфальтированию улиц. Шло строительство первой электростанции, её целью было, в числе прочего, обеспечить энергией симбирский трамвай. Первая линия должна была соединить пристани на Волге с городом. При этом предполагалось возить на Симбирскую гору и обратно как пассажиров, так и грузы.

Вопрос поставили на заседании Городской Думы в ноябре 1910 г. В дальнейшем был принят первый маршрут трамвая из трех линий: Вокзальной, Подгорной и Спасской. Скорость движения вагонов предполагалась от 10 до 15 верст в час. Строительство должно было вестись на условиях займа, погашение которого рассчитывалось на 49 лет. Но уже через месяц началась первая мировая война. Большевики вернулись к проекту симбирского трамвая вскоре после занятия ими города – в октябре 1918-го. Проект – уже в значительно расширенном варианте был одобрен в Москве, но дальнейшие экономические потрясения, связанные с гражданской войной и дальнейшей разрухой, не дали его осуществить.  

Три автобуса и 30 извозчиков

Накануне Великой Отечественной войны Ульяновск представлял собой городок с населением 110 тысяч человек.

Первый общественный транспорт в городе появился в 1926 году (три автобуса марки «Фиат» начали курсировать на линии центр – железнодорожный вокзал). Перед войной на весь город имелся все тот же единственный автобусный маршрут (который обслуживали, правда, уже четыре автобуса), а также для нужд индивидуальных заказчиков работали четыре такси и 30 извозчиков. В 1950 году автотранспортом было перевезено лишь 4 миллиона человек. А город явно нуждался в большем. Вопрос обеспечения города трамваем встал чрезвычайно остро.

И 24 мая 1948 года на заседании исполкома Ульяновского горсовета было принято решение «Об установлении трассы трамвая первой очереди строительства и определении мест трамвайного парка и тяговой подстанции».

Первые рельсы

Весной 1949 года на улицах Ульяновска появились люди с теодолитами и нивелирами: начались проектно-изыскательские работы. При тогдашнем городском коммунальном отделе была организована дирекция вновь строящегося трамвая во главе с присланным из Сталинграда инженером Александром Авилкиным. И к концу года, 12 ноября, на коммунистическом субботнике в районе вокзала Ульяновск-1 железнодорожники уложили первые 600 м рельсов трамвайных линий. Практически же дела на объектах развернулись лишь в 1951 году.

Строительство объявили народной стройкой, по выходным к коллективам двух трестов-подрядчиков, ведущих строительство, подключались работники всех предприятий города. Люди работали, не считаясь со временем, зачастую только с лопатой в руках. Требовалось не только проложить рельсы, но и построить тяговые подстанции, диспетчерские, депо. Не все шло гладко. Строительство предполагали закончить в 1953 году. К 36-й годовщине Октябрьской социалистической революции по трассе первой очереди (от железнодорожного вокзала до северной окраины города) должно было начаться регулярное пассажирское движение. Но работы затягивались. Долгожданный момент наступил сразу после новогодних праздников.

"Ульяновская правда" от 6 января 1954 г. Фото: АиФ / уэт73.рф

Как в тоннеле

Из воспоминаний первой вагоновожатой Ульяновска Риммы Разумовской:

«В ночь с четвертого на пятое января 1954 года трамвайное депо Ульяновска готовилось к пуску первых трамваев. Зима выдалась снежная и морозная. Столбик термометра опускался до сорока градусов, сугробы доходили до вторых этажей домов.

Три новеньких трамвая поручили вывести на линию тем, кто закончил курсы с отличием.

Без устали работал единственный снегоочиститель, с трудом отвоевывая у сплошного снежного поля по два метра пути, и возвращался назад, вновь освобождая уже расчищенные рельсы.

А утром В.Спирина и В.Горюнова не смогли вывести на линию вагоны: они замерзли. С большим трудом удалось разогреть мою «троечку», и только моторный вагон. Первый маршрут соединил Северное депо с железнодорожным вокзалом. Семь километров пути. Графиком отводился на него час времени. Иду как в туннеле. Снег! Издали можно было видеть только трамвайную дугу. Страшно было. И помню горожан, стоявших по обочинам пути. Многие видели трамвай первый раз в жизни. Все-таки это был праздник - люди радовались!»

Северное трамвайное депо Фото: АиФ / уэт73.рф

В 1954 году Ульяновск вошел в 60 городов Советского Союза, имевших два вида транспорта в своей инфраструктуре - трамвай и автобус.

Как начинался троллейбус

Однако активно развивающееся левобережье также требовало электрификации общественного транспорта. Решение о пуске троллейбусных линий было принято в 1963 году.  Но строительство троллейбусного депо началось лишь в 1967 году.

В октябре 1972 года в Ульяновск из Энгельса Саратовской области пришли первые 10 машин, которые практически до самого начала эксплуатации нового транспорта, разукомплектованные, базировались в Засвияжском депо. Доукомплектовывали их местные умельцы. Сначала в Засвияжье, потом тягачами тянули за Волгу, и опять занимались ими уже в новом депо.

3 апреля 1973 года управление трамвая переименовано в трамвайно-троллейбусное управление. Однако это было не просто сменой названия. Начался новый этап развития электротранспорта в городе. А в январе 1974 года за Волгой открылось регулярное троллейбусное движение. Первая линия прошла по маршруту ул. Оренбургская - железнодорожная станция Верхняя Терраса.

Один из первых троллейбусов Ульяновска Фото: АиФ / уэт73.рф

Из воспоминаний Г.П.Козлова, первого инструктора по вождению:

 "Дали команду: "Поехали!". Ну, поехали. Остановки были те же, что и у автобуса. Зима холодная, морозы. Люди стоят на остановках, мерзнут. Мы зовем их садиться в троллейбус, а они не хотят. Говорим: "Мол, бесплатно довезем", а они ни в какую. Непривычный транспорт для ульяновцев, вот, и не хотели. Да и не совсем удобный маршрут был первый. В основном людям на Володарку надо было, а мы только до станции ездили. Вот уже когда поехали на Володарку, тогда уж рабочие вздохнули, потому что тяжело народу было добираться до работы, автобусов не хватало".

Уже в 1975 году услугами этого вида транспорта в Ульяновске воспользовались два с половиной миллиона человек. Впоследствии, в 1976 году, троллейбусная линия была продлена до машиностроительного завода имени Володарского. В 1986 году троллейбус доехал и до Нового города.

По материалам сайта МУП «Ульяновскэлектротранс»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах