aif.ru counter
571

Советского лётчика Захарова хранил Святой Георгий

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ - Ульяновск 25/12/2013
Из архива Рязановского техникума / АиФ

Наш земляк, генерал Захаров, командир истребительной авиационной дивизии, куда входил полк «Нормандия-Неман», любим одновременно в России, Испании, Франции и Китае. Мы сегодня публикуем малоизвестные факты из его биографии.

Когда-то село Рязаново, что в Мелекесском районе, располагалось прямо на берегу Волги, и его было издалека видно с водной глади. И узнать его было нетрудно – по церкви Серафима Саровского. В нескольких верстах от берега до Октябрьской революции располагалась графская усадьба Орловых-Давыдовых. Церковь со всем селом оказалась под водой, когда заполнилось Куйбышевское водохранилище, и новый посёлок с тем же названием построили вокруг усадебного комплекса, где тогда располагался совхоз-техникум, первое в Советской России учебное заведение, где готовили агрономов, ветеринаров и сыроделов.

С трактора – на самолёт

До сих пор мало кому известно, что и эта церковь, и эта усадьба сыграли важнейшую, а может быть, и решающую роль в судьбе человека, жизнь которого стала примером героизма для трёх великих народов – россиян, французов и китайцев.

Георгий ЗАХАРОВ, будущий генерал-майор, командир истребительной авиационной дивизии, куда входил полк «Нормандия-Неман», родился 24 апреля 1908 года в селе Старое Семенкино Средне-Волжского края. В голодном 1920 году из-за свирепствовавшего в Поволжье голода умерли его родители, а старший брат ушел служить Красную армию. Впоследствии Георгий Захаров писал: «Самым тяжелым на моей памяти был двадцатый год. Некогда крепкое село уже давно разорено до основания... В лютую зиму в течение нескольких дней от голода умерли отец и мать. Потом умерла бабушка. Несколько дней мы жили тем, что я срезал полоски с лошадиной шкуры, которой была обита дверь, а старшая сестра Василиса из этих обрезков делала нам отвар. Шкуры хватило ненадолго, и вот Василиса устроилась нянькой в одну зажиточную семью. Младшего брата на время взяли к себе дальние родственники. Меня и сестру Сашеньку они прокормить уже не могли. Тогда намотал я на себя и сестренку все, что могло служить одеждой, забил двери дома досками, и ранним морозным утром мы пошли прочь от родного дома, в котором нас ожидала неминуемая голодная смерть...»

Чтобы выжить, пришлось просить милостыню, батрачить, пройти через приют

А когда Георгию исполнилось 16 лет, он стал председателем Старо-Семинкинского сельского крестьянского комитета, а в 1928 году, двадцатилетний парень отправился учиться в Рязановский Сельхозтехникум.

Во многих биографических справках произошла путаница – техникум часто называют Рязанским, но Рязань на самом деле здесь совершенно не при чём. Учился он на агрономическом факультете, но куда больше его тянуло к технике, к моторам, и, по воспоминаниям сокурсников, он всё своё время проводил с тракторами. Тем более, что именно тогда это единственное подобное учебное заведение в Поволжье получило новенькие трактора СТЗ. Именно эта тяга моторам и решила его дальнейшую судьбу. А ещё, возможно, затопленная ныне церковь сыграла в ней немалую роль…

Не доучившись двух месяцев, будущий генерал покинул техникум и ушел в армию. Мелекесский военкомат направил его в Сталинград – в военную школу летчиков.

  1. Здание усадьбы Орловых-Давыдовых сейчас пустует… Фото: АиФ / Владимир Толстой

В небе Испании и Китая

В декабре он 1933 года он уже поступил на курсы командиров звеньев, а потом отправляется в Киев - в 109 авиационную эскадрилью. Здесь ему довелось участвовать в полковых испытаниях нового истребителя И-15. Тогда молодой лётчик едва не погиб: решив подняться на максимальную высоту в 7000 метров он вдруг потерял сознание, свалился в «штопор» и пришел в себя на высоте трёх тысяч метров, после чего чудом посадил машину.

В марте 1936 года ему было присвоено звание лейтенанта, а в октябре Георгий отправился воевать в Испанию, где и открыл счёт сбитым им самолетам. Правда, записали их на счет Энрико Лореса – под таким псевдонимом советский лётчик воевал против франкистов. В небе над которой за 11 месяцев Георгий Захаров сбил десять самолетов.

В апреле 1937 года ему присвоили звание старшего лейтенанта и отправили на другой конец света - в Китай, воевавший тогда против японских агрессоров. Здесь он сбил три японских истребителя, и противник устроил за ним настоящую охоту. Японская пресса даже сообщила о гибели советского аса, но позже выяснилось, что сбитым самолётом Захарова управлял другой пилот.

Георгий Нефёдович вновь едва не погиб, когда перегонял в СССР трофейный японский палубный истребитель. Во время полёта над горным хребтом на высоте 4000 метров отказал двигатель, и самолет стал быстро терять высоту. Машину терять было нельзя - слишком тяжело её добывали. Повезло, что самолет вынырнул из облаков между двумя хребтами, в маленьком ущелье с каменистым ручьём на дне. Туда-то и стал сажать машину Захаров. От удара он потерял сознание, а когда очнулся, увидел что левая рука стала мягкой и податливой. Еще не понимая, что с ней, сильным рывком попытался вправить, как это делают при вывихах, и от боли чуть не потерял сознание. Впоследствии врачи объяснили ему, что этим рывком он спас руку: она была сломана в двух местах, и он поставил ее в то единственное положение, при котором переломы впоследствии срослись так, что рука не утратила подвижности. Опять «везение»?

Страсть к технике началась с трактора СТЗ. Фото: Из личного архива / из архива Рязановского сельскохозяйственного техникума

Жизнь, полная чудес

В 1940 году ему присвоили звание генерал-майора, и начало Великой Отечественной войны он встретил командиром 43-й истребительной авиационной дивизии, одной из немногих советских авиационных частей, которые с первых дней войны сражались на равных с авиацией противника.

Сам Георгий Захаров в первый день войны сбил под Минском два немецких самолета, а дивизия за полтора месяца боёв уничтожила 167 самолетов противника!

Однако уже в октябре 1941 года его назначают начальником истребительной школы летчиков в Улан-Удэ, а потом - Ташкентской школы стрелков-бомбардировщиков. И только через год он возвращается на фронт - командиром 303 истребительной авиационной дивизии,в состав которой входила знаменитая эскадрилья «Нормандия».

В 1944 году дивизия получила новейшие истребители ЯК-3, лучшие боевые машины своего класса того времени. И на фюзеляже командирского истребителя было начертано изображение святого Георгия Победоносца, пронзающего змею с головой Геббельса. Уместен ли был религиозный символ на борту самолёта советского генерала? Вот тут-то и самое время вспомнить и о церкви в Рязаново, и о чудесных спасениях, что случались в его жизни, и о том, что, несмотря на участие в многочисленных воздушных боях, за три войны Георгий Захаров ни разу не был даже ранен. Был ли он верующим человеком – знали, вероятно, только самые близкие люди, те, кому он мог полностью доверять. Но факты говорят сами за себя – такого чудесного везения просто так не бывает…

За время Великой Отечественной генерал Захаров лично сбил десять фашистских самолётов, и 19 апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского. У него было много других наград, в том числе, и французские «Офицерский крест почётного легиона» и «Военный крест». Он был желанным гостем во Франции и даже стал почётным гражданином Парижа, но никогда не забывал тех мест и тех людей, что когда-то дали ему путёвку а жизнь. Дважды, в 1971 и 1972 годах он приезжал в Рязановский Совхоз-техникум. Нынешний директор этого учебного заведения Александр Самойлов вспоминает, что он был душевен, общителен, интересовался судьбами товарищей по учёбе. И как-то так совпало, что именно в эти годы здесь развернулось небывалое строительство: появился новый учебный корпус и несколько пятиэтажек общежитий. Может быть, и на этот раз помог Святой Георгий?...

Георгий Нефедович умер 6 января 1996 года, не дожив двух лет до своего 90-летия, прожив прекрасную, полную событий и подвигов жизнь.

Техникум и сейчас продолжает жить, здесь учится около трёхсот студентов, однако четыре из пяти общежитий пустуют, а здание усадьбы Орловых-Давыдовых, где он располагался во времена учёбы будущего генерала, медленно разрушается. Стареет и производственная база – комбайнам и тракторам уже по 25-30 лет, но здесь их всеми силами стараются поддерживать в рабочем состоянии. И в бережно хранимом музее техникума отдельная экспозиция посвящена знаменитому выпускнику.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество