Примерное время чтения: 9 минут
1723

История прилавка: От первых лабазов до пятидесятого супермаркета

из архива "Гулливер" / АиФ

Торговля – двигатель прогресса. Спрос покупателей определяет её развитие. Так было триста лет назад, так есть и сейчас. С той лишь разницей, что рядом с масштабами нынешних торговых сетей Ульяновска мелочные лавки Симбирска выглядят достаточно скромно. Но именно они были прародителями современных торговых сетей.

Ещё в Древней Руси путешественники начинали знакомство с иноземными городами с осмотра лавок и рынков. Сегодня с приходом понятий «супермаркет» и «гипермаркет» стало подзабываться привычное «магазин». Кстати, тоже слово нерусское. Оно пришло в Россию в XVIII веке из французского языка и первоначально означало не торговое предприятие, а склад для хранения по преимуществу пищевых продуктов - «хлебные и соляные магазейны».

В этом старосимбирском домике расположился музей «Мелочная лавка», на прилавках – бакалея и колониальные товары. Фото: АиФ / из архива компании «Гулливер»

«Люди среднего рода»

Первый продовольственный магазин в Симбирске открыл в 1817 году выходец из Италии Жульен МАККЕ (по-нашему - Иван Иваныч Макин). Магазин торговал «бакалейными и колониальными товарами»: кофе, чаем, сахаром и прочими сластями, разлитым по бутылкам импортным вином. Пользовалась его услугами исключительно симбирская знать, причём знать, желавшая подпустить пыли в глаза, принимая важного или редкого гостя: когда, например, Пушкин заехал из столицы или губернатор с ревизией завернул. Прочие дворяне закупались оптом на ежегодной Сборной ярмарке.

Но общественный и экономический прогресс нельзя было остановить. Основу населения губернского Симбирска составляли мещане. «Среднего рода люди» -

определила их статус императрица Екатерина II - слой между высшими, дворянами, купцами и крепостным крестьянством. Мещанский люд в основном занимался ремёслами и мелкой  торговлей.

Кассовый аппарат. Фото: АиФ / из фондов облархива

Мелочь, а приятно!

Мещане владели и пользовались услугами мелочных лавок.

К 1870 году в Симбирске при 40 тысячах жителей их насчитывалось 126 штук, причём девять из этого числа украшали собою Московскую (ныне Ленина) улицу .  Именно там теперь воссоздан музей «Мелочная лавка». С 1872 года она принадлежала мещанке Наталье Антоновне ЧЕРНОВОЙ, которая владела магазинчиком до самого начала XX столетия.

Мелочные лавки открывались в доме хозяина и имели свою роспись товаров, обязательно свыше ста наименований! Чтобы вести лавочную торговлю, необходимо было получить промысловое свидетельство на мелочной торг. Оно стоило по тогдашним ценам ощутимо - 15 рублей, плюс шесть целковых за торговый билет.

В мелочной лавке покупатели «пользовались кредитом», имели возможность взять товар в долг. Контроль за ценами осуществляла полиция.  Цена круп (за 1 пуд): гречка – 1 руб. 30 коп., пшёнка – 1 руб., манка и овсянка – 2 руб., перловая крупа –

4 руб., соль – 1 руб. 75 коп. Фунт сливочного масла обходился в 40 копеек, а подсолнечного – в 15. Ведро молока стоило

1 рубль. Птицу продавали поштучно: курица – 45 копеек, гусь –

80 копеек. Говядина, в зависимости от сорта (лучшая, черкасская, русская и скромный III сорт), влетала в сумму от 4 руб. до 2 руб. 20 коп. за пуд. Фунт кофе стоил рубль, фунт чая черного ароматического – два целковых, фунт зелёного – уже шесть рубликов,

а был ещё чай «цветочный» -

за всё 12 рублей!

Принято было закупать в лавке сахар и сливочное масло – головами, соль и крупу – пудами, а селёдку – бочками.

Обёртка для чая из магазина Симбирского купца Василия Ушакова. Фото: АиФ / из фондов облархива

Шаги Великана

В одном магазине сегодняшней торговой  сети «Гулливер» поместилось бы несколько десятков старинных мелочных лавок. А таких магазинов в Ульяновске – 50!

Последний из них – юбилейный, пятидесятый  – открылся в ноябре в Заволжском районе (бульвар Киевский, 18а).

Солидному статусу и масштабам «Гулливера» предшествовала 17-летняя история, начавшаяся в 1996 году. Сначала это была оптовая компания, которая занималась продажей кондитерских изделий. 2002 год – начало активного развития торговой  сети магазинов. Год спустя – в августе 2003-го – в этой солидной торговой сети  начинает действовать дисконтная система скидок. Программа лояльности (карты скидок) знакома многим – 203 тысячи человек имеют на руках дисконтные карты этой торговой сети, дающие право на скидки от 3 до 7 процентов. Кстати, программы лояльности нет ни у одного местного ритейлера, так что в этом показателе «Гулливер» – аналог федеральных с

Супермаркеты компании узнаешь сразу: по интересной выкладке товаров в торговом зале. Фото: АиФ / из архива компании «Гулливер»

етей. Как, впрочем, и в наличии собственной производственной базы: в 2004 году было открыто собственное производство полуфабрикатов и готовых продуктов, а в 2011-м - запущено производство хлебобулочных изделий. Что, однако, не мешает сети работать практически со всеми местными производителями. «Поддержка местного производителя не пустой лозунг, - говорят здесь, – это обусловлено популярностью местных продуктов у наших покупателей».

Супермаркеты  компании узнаешь сразу. Это современные, красивые, профессионально оборудованные торговые предприятия с высоким уровнем сервиса. Ульяновцы давно привыкли к роскошным клумбам у магазинов, и к ухоженным парковкам, и к освещённым фасадам и вывескам. Внутри  также презентабельны и торговые залы: система кондиционирования, безупречная чистота, общее ощущение комфорта.

Несомненные плюсы - уровень и качество обслуживания. Каждый сотрудник, начиная с продавца и заканчивая директором магазина, ежегодно проходит специальный  курс обучения. Контроль работы персонала -  строгий. В торговой сети, кстати, в одной из немногих  используют современную  технологию «тайный покупатель»:   контролёры смешиваются с обычными покупателями  и совершают покупки.  

Высокий уровень сервиса компании начинается с парковки, клумб, стильно оформленных вывесок

и самого торгового здания. Фото: АиФ / из архива компании «Гулливер»

Индикаторы популярности

Торговыми  акциями сейчас никого не заманишь. Однако в сети они особенные: для владельцев дисконтных карт, например, значительная скидка на 4 товара. Существует также довольно интересная для покупателей акция «Мозаика», в рамках которой дважды в месяц делаются скидки на 25 различных товаров.

Удобство – ещё одно преимущество. Чего стоит один проект новой информационной системы! Благодаря ему покупателю легче отыскать нужный товар: на 22 планшетах, рассредоточенных по всему магазину, можно быстро найти информацию о товарах по акциям. Это значительно экономит время и деньги покупателей.

И ещё одно слово о  фирменных подходах. Сеть предлагает своим покупателям и ТВ-акцию: регулярно о трёх наименованиях товаров со скидкой можно узнать не выходя из дома -  по 4 федеральным каналам.

Торговые акции – значительный момент в политике компании, однако сеть активно развивается и в других аспектах. В настоящее время реализуется проект по перезагрузке отделов фруктов и овощей. Их ассортимент доведён до максимума – от картофеля  до авокадо. Причём отделы овощей и фруктов в этой торговой сети постоянно расширяются, и цены становятся всё более привлекательными.

В торговой сети бывают  ежедневно  более 87 тысяч человек -

каждый восьмой житель города  совершает здесь покупки.  И компании есть ещё чем удивить горожан!

На правах рекламы

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах