Примерное время чтения: 5 минут
1121

Щекотка для Пикассо

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ - Ульяновск 45 09/11/2016
Сергей Гогин / АиФ

«Я просто похулиганил – веселитесь!» – такими словами ульяновский художник Владимир Зунузин предварил свою выставку «Парафразы на тему Пикассо», которая открылась 2 ноября в Музее изобразительного искусства ХХ – ХХI вв.

Ответ нашли специалисты…

Художник похулиганил, предоставив искусствоведам и зрителям размышлять – а зачем он это сделал и является ли это достаточным поводом для тематической выставки? Специалисты ответы нашли, во всяком случае попытались. Директор музея Елена Сергеева отметила, что сам Пикассо тоже делал парафразы картин Веласкеса и Мане, и в данном случае главным для художника было «создать интригу, игру высокого свойства». Художник Борис Склярук сказал, что целью Зунузина, очевидно, было «пощекотать нервы себе и зрителям». Искусствовед Луиза Баюра дала своё объяснение: «Пикассо и Матисс были соперниками в искусстве. Зунузин соединил того и другого, насытив Пикассо цветом Матисса».

Выслушав целый набор интерпретаций, художник воскликнул: «Наконец-то мне объяснили, что я сделал!». Он подтвердил версию о том, что ему захотелось «раскрасить Пикассо», потому как тот, по словам Зунузина, был художник сумрачный и «недостаточно цветной».

Хулиганский парафраз?

Парафраз – известный приём в искусстве, в первую очередь в музыке и литературе. Лист делал переложения Баха для фортепиано, Родион Щедрин написал «Кармен-сюиту» для своей жены-балерины Плисецкой, не счесть разнообразных вариаций на темы народных мелодий для разных инструментов. Сказки Пушкина – это мастерский парафраз на тему сказок его няни Арины Родионовны, чуть ли не всё, что написал Шекспир, – это гениальные, но всё же парафразы на темы, которые он не сам придумал. Для одного парафраз – способ виртуозного самовыражения, для другого – тренинг, игра словами, звуками, красками в надежде обрести в игре новые смыслы. А для кого-то – хулиганство. В любом случае о качестве парафраза мы судим по количеству новизны, которое привносит в жизнь художник через эти вариации. А вот требовательный писатель Варлам Шаламов категорично утверждал: «… По тем дорогам, даже по тем тропам, по которым прошли большие поэты, ходить нельзя. Пути подражания для поэта закрыты».

Селфи на фоне работ художника делают молодые посетители музея.
Селфи на фоне работ художника делают молодые посетители музея. Фото: АиФ/ Сергей Гогин

С этих позиций можно рассматривать и выставку «Парафразы на тему Пикассо». Все эти искажённые кубистические профили – очень узнаваемы. Настолько узнаваемы, что возникает вопрос – а зачем надо было ходить по следам Пикассо, если он был первым и, что называется, «закрыл тему»? Где провести грань между подражанием и «парафразами»? Впрочем, когда начинаешь приглядываться, понимаешь, что суть этой работы – в деталях, в том, что Зунузин «накладывает» на Пикассо, в этих цветных лоскутах, в которые он обряжает эти странные фигуры, в композиционных решениях.

Впрочем, лично мне кажется, что художник Зунузин был в максимальной степени самим собой в его монохромных деревенских пейзажах конца 80-х – начала 90-х годов. Это был узнаваемый стиль, уникальный творческий почерк, отличающий настоящего художника. Эти негромкие многозначительные полотна обладали таинственной притягательной силой, всасывали в себя зрителя наподобие чёрных дыр. Потом Зунузин увлекся компьютерной графикой и стал, если не как все, то как многие: появились умозрительные конструкции «от головы», основанные на цифровых фильтрах, применённых к цифровым фильтрам… Попал в «матрицу» и растворился в ней.

Так зачем теперь понадобились парафразы? Художник всегда имеет право ответить: а ни зачем, так захотелось! Если права Елена Сергеева, и мы наблюдаем за попыткой внести в работу «игру высокого свойства», то ее можно приветствовать как шаг художника к себе – через Матисса и Пикассо. Возможно, через какое-то время он наиграется, и мы увидим второе рождение Зунузина, того самого и вместе с тем – другого. А насчёт того, чтобы «пощекотать нервы зрителям»… Походите по Эрмитажу, Русскому музею, ГМИИ имени Пушкина, по зарубежным музеям классического и современного искусства, если удастся, и вы перестанете бояться щекотки.

Выставка продлится до середины декабря.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах