aif.ru counter
Сергей ЮРЬЕВ 238

Барды – не грибы. О фестивале авторской песни в Ломах

Оглядываясь назад, не забывай смотреть вперёд.

На территории «Детской поющей республики».
На территории «Детской поющей республики». © / Сергей Юрьев / АиФ

17-19 августа близ села Ломы состоялся очередной фестиваль авторской песни. Нынешние организаторы называют его шестнадцатым по счёту, упорно ведя отсчёт с 2002 года, когда фестиваль был возрождён. Почему-то более давнюю историю они старательно в расчёт не принимают… Может быть, потому, что тогда придётся вспомнить и о традициях, и об идеях, которые были изначально положены в основу этого песенного слёта…

И небо было голубей, и деревья выше…

Сейчас всё идёт по накатанной»: конкурс, вручение призов и грамот, несколько концертов приглашённых гостей, некое подобие творческих мастерских… А ведь изначально фестиваль этот задумывался как едва ли не центральное событие в жизни песенных клубов Поволжья, где с 1984 года собирались представители десятков городов, «сверяли песни», делились опытом. Конкурс тоже был, но главным событием он не считался. Да и песня в те времена была совсем другой.

Ломы-1987

Ломы-1987. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Современные «барды», в массе своей, делают ставку на внешние эффекты, стремление «завести» публику теми же способами, что свойственны представителям шоу-бизнеса. Но эта тенденция возникла не сегодня и не вчера. Она начала зарождаться вместе с переходом экономики страны на «рыночные рельсы». А что делать!? Сейчас массовую публику привлекает только то, что связано с понятием «успех», выраженном в популярности и соответствующем ей финансовом эквиваленте.  На концерты нынешних «звёзд» народ валом валит и деньги платит нехилые, хотя задним умом большинство понимает, что «накормят» их очередной порцией низкопробной чепухи, ремиксами, «заимствованными» мелодиями и текстами, в которых часто нет не только таланта, но и элементарной грамотности.

В советские времена авторская песня служила альтернативой официальной эстраде, существовала параллельно ей и практически никогда с ней не пересекалась. Более того, авторы старой школы находили свою публику, ездили с концертами и даже зарабатывали на этом деньги, которые и не снились «простому инженеру». Но изменить своему творческому стилю ради дополнительных дивидендов считалось неприемлемым и позорным. Первым, кто сделал решительный шаг из авторской песни в попсу, был, помнится, «питерский казак» Александр Яковлевич Розенбаум… Но в целом в бардовской среде угодничество публике и власти считалось делом постыдным и неприемлемым. Современной же «авторской песне» в большинстве случаев для того, чтобы слиться с шоу-бизнесом не хватает лишь везения, связей и инвестиций…

Из «ветеранов» авторской песни на фестивале в Ломах был лишь казанский бард Валерий Боков, которого пригласили в качестве почётного гостя после перерыва длиною более чем десять лет. И в его в целом оптимистичной оценке фестиваля прозвучала нотка горечи: «Для меня это второй фестиваль в Ломах. Впервые я был здесь лет десять или двенадцать назад – на тоже самом замечательнейшем месте. Что отрадно для меня, человека прожившего большую жизнь, появляются новые исполнители, авторы, ансамбли. Конечно, далеко не всё заслуживает высокой оценки, поскольку ничего идеального в реальной жизни не бывает.  Но на многих фестивалях и на ульяновском в том числе, появляются «крупинки», которые ярко сверкают на общем фоне. А сам этот фон диктуется сегодняшней жизнью…»

Но ведь и раньше жизнь постоянно норовила что-то диктовать… И ничего. Как-то справлялись. 

На сцене доминировала молодёжь.

На сцене доминировала молодёжь. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Лучше что-то, чем ничего

С другой стороны, хорошо, что хоть что-то происходит, и молодёжи раз в году есть где попытаться продемонстрировать результаты своей творческой деятельности, попыток выразить себя с музыке и стихах. А если уж суровое жюри на главную сцену не пущает, то всегда есть возможность отправиться на вторую площадку, где время от времени объявляется «свободный микрофон». А если кто-то решил выступить всей семьёй, то тут вообще никто воспрепятствовать не в силах – для семейных ансамблей в программе значился отдельный концерт «По-домашнему».

На сей раз организаторы насчитали на фестивале около семи тысяч человек, что несколько меньше, чем было год или пару лет назад. Но проблема даже не численности населения фестивальной поляны, а в том, что очень многие возле сценических площадок так и не появились, отдав предпочтение семейному, корпоративному или просто дружескому отдыху со всеми сопутствующими ему элементами. Почему? Многие аргументировали это тем, что там «слушать нечего». Мнение на самом деле ошибочное: временами там даже очень было чего послушать. Выступали замечательные гости из Москвы Ксения и Лев Кузнецовы, один из лучших исполнителей авторской песни в России наш земляк Константин Николаев, прекрасный ансамбль из Димитровграда «Баумана 33», воспитанники замечательных педагогов-музыкантов Александра Додосова и марины Петровой-Бойко, а также человек которого без преувеличения можно назвать классиком авторской песни – Валерий Боков. Кто нашёл время прочесть расписание концертов, тот знал, куда и когда идти. Но вокруг близлежащего пруда понаставили табличек «купаться запрещено», так что мимо лагеря оргкомитета, где висела доска объявлений, ходить было особо некуда.

фестиваль

фестиваль Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Зато фестиваль по сложившейся за последние годы традиции посетил губернатор Сергей Морозов и председатель Законодательного Собрания Ульяновской области Анатолий Бакаев, которые, согласно официальным пресс-релизам, «обсудили рост интереса к авторской песне в молодежной среде», а глава региона «также отметил, что Правительство области готово поддержать проект, который позволит сохранить историю ульяновской авторской песни». А выразиться это должно в издании книги об основных событиях и именах, связанных с бардовской песней на территории региона. Это само по себе неплохо, но и дорогу от села Ломы до фестивальной поляны, которая вдребезги разбита уже много лет, отремонтировать не мешало бы. Если народ не будет опасаться за целость подвески своего авто, глядишь, и популярность фестиваля могла бы возрасти.

Валерий Боков.

Валерий Боков. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Впрочем, число соискателей звания лауреатов и дипломантов фестиваля ничуть не сокращается: в этом году в конкурсной программе приняло участие 76 исполнителей и коллективов. Правда, все призовые места достались представителям Ярославля, Самары, Тольятти, Минска, Москвы. То, что среди них не оказалось ульяновцев – вполне понятно. Лауреатом или дипломантом фестиваля в Ломах можно стать лишь однажды, и все стоящие местные юные авторы и исполнители уже дипломы свои получили в прошлые годы. А барды – не грибы, после каждого дождичка не вырастают…

Справка «АиФ»
Первые «Ломы» состоялись вовсе не в Ломах. В 1984 году встреча КСП Поволжья памяти Е. А. Сиголаева состоялась на берегу Волги близ посёлка Сланцевый Рудник. Только годом позже песенные слёты начали проводиться на нынешнем месте. На одном склоне овражка, что между главной эстрадой и лагерем оргкомитета, располагалась сцена, на другом – «зрительный зал». Поскольку число участников обычно не превышала пятисот человек, места хватало всем. Встречи КСП Поволжья проводились до 1992 года, и последняя из них прошла также не в Ломах, а в заброшенном карьере близ села Смородина. Возрождён был фестиваль не в 2002 году (как гласит официальная версия), а в 2001. Правда, тогда пришлось ограничиться песнями у костра и одним концертом со сцены, которой служил тракторный прицеп.

 




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
На какие недостатки в нашем городе вы готовы закрыть глаза?
Самое интересное в регионах
Роскачество