aif.ru counter
Анна РАЧИНСКАЯ
739

Автоподстава по-крупному

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 06. АиФ - Ульяновск 06 08/02/2017
Делайте как можно больше фото с аварии, чтобы были доказательства для страховой или в суде.
Делайте как можно больше фото с аварии, чтобы были доказательства для страховой или в суде. © / mitsu-motors

В канун нового, 2017 года в Ульяновске была пресечена деятельность крупной ОПГ, занимавшейся мошенничеством в сфере автострахования. В результате оперативных действий полицейскими были задержаны 19 человек, на счету которых более 50 мошеннических эпизодов.

В настоящее время следственной частью следственного управления УМВД России по Ульяновской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159.5 УК.

По отработанной схеме

По версии следствия, на территории региона долгое время действовала организованная группа, занимавшаяся мошенничеством, связанным со страхованием автотранспорта. Глобальная операция по задержанию подозреваемых прошла сразу в нескольких районах города. К ней оперативники готовились тщательно и держали все под грифом особой секретности, поскольку у многих автоподставщиков (их личности были установлены и отслеживались на протяжении многих месяцев) имелись связи как в правоохранительных органах, страховых компаниях, так и в судебно-экспертных кругах.

Действовали мошенники, как правило, по отработанной схеме: приобретали на первичном или вторичном рынках дорогостоящие иномарки (в основном это были «Мерседесы», «БМВ», «Ауди», «Тойоты»), после чего страховали их по ОСАГО в различных компаниях.

- После оформления документов и полиса обязательного страхования гражданской ответственности злоумышленники на нескольких станциях технического обслуживания устанавливали на приобретённые иномарки кузовные детали с повреждениями, характерными для дорожно-транспортных происшествий, - сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк в релизе МВД. – Впоследствии мошенники выбирали безлюдные места, где  инсценировали аварии, для этого они договаривались за небольшие денежные суммы с владельцами, как правило, старых отечественных авто либо грузовиков. Затем обращались в ГИБДД для оформления происшествий и направляли необходимые документы страховщику для получения выплат. Размер присвоенных сумм составлял от 100 до 800 тысяч рублей.

Как стало известно из источника в правоохранительных органах, во время облавы автоподставщиков изначально было задержано 79 человек, трое из которых – специалисты ульяновских судебно-экспертных бюро, проводившие экспертизы «побитых» автомобилей в результате ДТП. Затем количество подозреваемых сократилось до 19 человек (остальных отпустили). По ходатайству следственных органов двоим подозреваемым судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, 17-ти - в виде подписки о невыезде. Во время обысков следователями изъяты банковские карты, документы на различные транспортные средства, мобильные телефоны, многочисленные запчасти от автомобилей, а также более 30 автомобилей, предположительно использовавшихся в инсценировках ДТП.

За критической чертой

Пожалуй, это первое подобного рода и такого глобального масштаба уголовное дело по автоподставщикам в России.

Эту ситуацию мы попросили прокомментировать директора по экспертной деятельности «Регионального центра экспертизы по Приволжскому округу» Елену Карпову, за плечами которой почти десятилетний опыт в сфере судебно-экспертной деятельности, открытие экспертных центров в Ульяновске, Уфе, Оренбурге и Симферополе, создание экспертной службы из более чем 50 профессионалов, в том числе пяти докторов и десяти кандидатов наук, которыми было выполнено более двух тысяч судебных и следственных экспертиз за последние три года.

- Насколько остро стоит данная проблема в регионе?

- Эта большая проблема для всей страны, и возникла она не вчера. В ряде регионов она уже перешла критическую черту. В их число попал и Ульяновск. Кстати, области из-за этого был установлен почти максимальный повышающий коэффициент по ОСАГО. Мы столкнулись с  первыми её проявлениями ещё в 2010 году, так как схема автоподставы достаточно проста – имитация ДТП с участием ранее повреждённых автомобилей и получение максимального возмещения со стороны страховых компаний.

- Какие основные способы используют мошенники для получения денег в подстроенных ДТП?

- Существуют два основных пути, по которым идут автоподставщики: завышение стоимости ремонта или же включение в число повреждений тех, которые не могли быть получены в указанном ДТП. Основным специалистом в разрешении данного вопроса является эксперт-автотехник. Как правило, перед ним ставят два вопроса: могли или не могли указанные повреждения образоваться в результате конкретного ДТП и какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, поврежденного в результате ДТП.

Компетентная экспертиза

- То есть правильно ли я понимаю, что без участия эксперта-автотехника данная схема работать не может?

Справка «АиФ»
После ДТП необходимо собрать документы, в том числе получить заключение специалиста о стоимости восстановительного ремонта и передать их на рассмотрение специалистам страховой компании и только после получения положительного заключения будет произведена выплата. Если же страховая компания отказывает в выплатах, то спор переносится в суд.
- Увы, но это так. И это «неправильное» заключение эксперт может дать в силу трёх обстоятельств – формального отношения к своим обязанностям, некомпетентности или, что, к сожалению, не исключается, преступного сговора. Бывают случаи, когда некоторые из экспертов-автотехников, в погоне за количеством выполняют данные экспертизы достаточно формально, не углубляясь в детали. Например, наши эксперты в среднем делают одну автотехническую экспертизу в течение двух дней. Длительность связана с тщательностью проведения исследований, необходимостью моделирования тех или иных ситуаций, чтобы понять, могло ли данное повреждение образоваться в результате указанного ДТП. К тому же мы понимаем, что суд, назначая нам экспертизу, ждёт не формального ответа, типа «невозможно ответить на поставленный вопрос», а серьёзного и компетентного исследования, которое позволит вынести правильное решение. А другой «специалист» за эти два дня успевает «нашлёпать» 8-10 заключений. Что же касается компетентности эксперта, то могу сказать следующее: эксперт – это специалист высокого качества, проще говоря «штучный товар». Он должен иметь соответствующее образование и опыт работы. А тут вдруг в последние годы у нас из ниоткуда появились десятки организаций и лиц, предлагающих услуги автотехнической экспертизы. При этом известен случай, когда один из таких «экспертов» предъявлял в качестве документа о высшем образовании поддельный диплом, но никого этот факт особо не интересовал.

- А к вашим экспертам такие предложения или угрозы поступали?

- Да. Нам известно о таких фактах. Кстати, один из наших основных принципов: мы никогда не делаем экспертиз, результат которых оговорен заранее. Поэтому, видимо, за принципиальность и несговорчивость в делах об автоподставах нам два года назад подожгли офис, кинув ночью в окно бутылку с зажигательной смесью. Правда, благодаря соседям, увидевшим это, и сотрудникам МЧС, приехавшим на возгорание буквально через пять минут, мы отделались одним только выгоревшим кабинетом.

- Какие, по вашему мнению, необходимо предпринять действия, чтобы сбить волну преступлений?

- Должна быть комплексная совместная работа всех заинтересованных лиц – как правоохранительных органов, так и страховых компаний, экспертных организаций и т.д. С недавних пор основным критерием выбора экспертной организации является цена: кто предложит меньшую цену, к тому и просят направить экспертизу. На практике сложилась целая система ухищрений: когда некая фирма договаривается с клиентом о выполнении экспертизы, занижая стоимость оценочных работ в два-три раза ниже реальной, лишь бы только именно ей поручили проведение экспертизы. Разницу в сумме по договорённости ей возмещает клиент. До тех пор, пока ценовой вопрос будет основным при выборе экспертной организации, в данной проблеме ничего не изменится.

Полезно знать

  • ДТП, должны помнить, что последующее исследование обстоятельств совершения аварии - сложный процесс, требующий предоставления как можно большего количества материала для получения достоверных выводов.
  • Большую помощь эксперту оказывают записи видеорегистратора как на момент ДТП, так и за период, ему предшествующий.
  • При составлении схемы места ДТП должно быть указано как можно больше деталей.
  • Нужно сделать как можно больше фотографий как с самого места ДТП, так и положения обеих машин, их повреждений и т.д. Всё это в совокупности облегчит процесс установления истины.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество