Примерное время чтения: 8 минут
80

Электронная власть

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ - Ульяновск 13/05/2009

С начала 2009 года вся переписка с органами власти и местного самоуправления ведётся в электронном виде.

Буквально недавно мы беседовали с руководителем аппарата Правительства и Губернатора Ульяновской области Светланой Опёнышевой о внедрении в Ульяновской области системы электронного обмена документами между различными ведомствами и ветвями власти. Вдруг вижу сюжет по московскому телеканалу, в котором сообщалось, что в Зеленограде введена система электронного документооборота. Позиционируют её местные власти как первую в России. Я же такую систему видел у нас в правительстве области. За разъяснениями вновь обращаюсь к Светлане Владимировне.

Кто же первый?

- Действительно, системы таки внедряются сегодня повсеместно. То, что москвичи первыми доложили о готовности, еще не значит, что они были первыми. Но сегодня речь идет не о первенстве, а об эффективности. Для нас система электронного документооборота, в первую очередь, - основной инструмент управления муниципалитетами, выполнения поручений правительства и губернатора, контроль за исполнением законодательства РФ.

Использование в работе с населением современных информационных технологий уже сегодня дало возможность оперативного реагирования на запросы населения не в течение недели, а за минуты. Впервые в марте 2009 года Губернатором области был проведён личный приём граждан в режиме видеоселектора. Это значительно снижает затраты на переезды по районам, сокращает сроки рассмотрения обращений и дает дополнительное время на работу с заявителем и принятие конкретных мер по его проблеме. Ведутся встречи с главами муниципальных образований. Кураторы от правительства в МО принимают участие в заседаниях аппарата Совета в режиме online.

Правительство в он-лайн

- Светлана Владимировна, насколько внедрение всех электронных новшеств облегчит жизнь простых граждан? И не отсекут ли эти электронные штучки большую часть, в первую очередь, пожилых людей?

- Уровень компьютерной грамотности у нас, конечно, не так высок, но это совсем не помешает в ближайшее время каждому из нас, благодаря информационным технологиям и единому информационному пространству, сократить время общения со многими госслужащими. В этом помогут Многофункциональные центры (МФЦ) - организация, расположенная в помещениях, оборудованных системой окон предоставления услуг. Именно окон. Когда оператора МФЦ (сотрудника, обеспечивающего приём, выдачу документов заявителю, консультирование) и заявителя (юридическое или физическое лицо) отделяет только стеклянная перегородка или её нет совсем. В отличие от "кабинетного" варианта предоставления услуги, когда заявитель ходит из одного органа власти в другой за получением услуги. Главный плюс МФЦ - исключено общение с чиновниками, только оператор, который регистрирует обращение, запрос, заявку на услугу и передает её для выполнения. Чиновники получают задания, реализация которых строго регламентируется. А это значит, что заявитель получает точное время, когда ему следует прийти за готовым ответом, решением или документом. Остальное, как говорится, дело техники.

- Получается, что из процесса исключается личное общение?

- Да, и личные предпочтения. Если положено регламентом подготовить справку N8 в заданное время, служащий должен это сделать и отчитаться перед компьютерной системой. Она не примет во внимание, что чиновнику не хочется или он занят чаепитием в технический перерыв. Стоит только не выполнить оговоренные в регламенте сроки - минус из его зарплаты за просрочку обеспечен. Более того, после нескольких минусов будет ставиться вопрос о несоответствии занимаемой должности.

Центр честности

- Получается, для борьбы с коррупцией надо только сделать окошко?

- Нет, конечно. Окошко только для оператора. Остальная часть - система учета и обработки данных, перераспределения и контроля, система безопасности и отчетности и еще множество операций - в обязанностях МФЦ. Их внедрение, во-первых, резко снижает уровень возникновения коррупции: нет чиновника, есть только оператор, который у всех на виду. Оплачивать ускорение получения результатов не надо. И вообще - все услуги, оказываемые в МФЦ, бесплатны для населения. Во-вторых, заявитель подаёт заявку на предоставление услуги и впоследствии приходит за результатом в одно и то же окно. Если при предоставлении процедуры необходимо обращение в различные органы власти, то это делается за счёт курьерской службы самого МФЦ или электронного документооборота.

- На территории нашего региона уже есть работающий многофункциональный центр?

- Да, сейчас МФЦ открыт в Новом городе. Уже сегодня он предоставляет 24 услуги органами власти всех уровней. Это услуги гражданско-правового характера, услуги в области имущественных и земельных отношений, услуги социального характера и т.д. В обшей сложности, их планируется оказывать около 300, причем около 250 услуг - уже в этом году. Упрощение процедур предусмотрено административным регламентом. В центре предусмотрена система электронной очереди, которая распределяет потоки заявителей по окнам.

В 2006 году таких проектов у нас не было. В 2007 году Ульяновская область получила 7 миллионов рублей - на создание первого МФЦ, который и был открыт на бульваре Фестивальном, 12. Средства были потрачены на закупку необходимого оборудования, а также реконструкцию помещений. В 2008 году область выиграла конкурс на сумму 19,5 млн. руб. - на открытие второго МФЦ на ул. Л. Толстого, 36. Более того, такие центры откроются в Димитровграде, Сенгилее, Новоспасском, Барыше, Инзе и Карсуне. Но главная проблема сегодня, как ни парадоксально это звучит, в кадрах.

Шаг к диалогу

- Информатизация общества и процессов в нем сегодня невозможна без Интернета. Как правительство осваивает данную сферу?

- Главным центром общения с Интернетом можно назвать сегодняшний портал Губернатора и Правительства Ульяновской области https://www.ulgov.ru/.

С 6 мая 2009 года работает виртуальная приёмная на портале, где каждый гражданин может заполнить бланк заявления, и оно будет принято к исполнению. О ходе рассмотрения заявления, переданного по электронной почте, гражданин может узнать на этом же сайте. Если ввести номер и дату регистрации обращения, то отобразится информация об исполнителях и сроках исполнения. При этом персональные данные заявителя и текст обращения в Интернет не передаются. Если у заявителя есть электронная почта, то окончательный ответ высылается на указанный им адрес. Такой подход сочетает в себе и открытость органов власти, и защиту персональных данных, и оперативность обработки информации.

Портал правительства многофункционален. Например, сегодня здесь продолжается конкурс на лучший проект памятника Петру и Февронии. Идет открытое голосование на странице https://build.ulgov.ru/infos/419/.

- Ваши комментарии в живом журнале наделали много шума...

- Мне пришлось это сделать, поскольку там была затронута моя репутация. Впечатление от хода общения двоякое. Есть много полезных замечаний, но что удручает - откровенные злость и недовольство анонимных комментаторов. По возможности, я буду продолжать этот опыт, но дискуссия в живую с оппонентами хоть и полезна, занимает очень много личного времени. Приходится общаться с личного компьютера, а до него я добираюсь очень поздно. Ну а чтобы было удобнее и чтобы читатели и комментаторы не сомневались, что на вопросы отвечаю именно я, думаю завести собственную страничку в Интернете.

- Вы упомянули, что курируете безопасность информационных систем правительства. Это так?

- Да, я являюсь членом координационного совета по защите информации при полномочном представителе Президента РФ в ПФО, причем оказалось, что мне единственной из женщин в ПФО досталась такая обязанность. Но считаю, что в данном случае решение это правильное, поскольку информатизацию и меры по организации ее безопасности лучше сосредоточить в одних руках.

- А насколько защищен документооборот по Интернету?

- Передавать данные через Интернет мы не собираемся. Напротив, делаем всё, чтобы межведомственный документооборот вёлся только по корпоративной сети. Организованы соответствующие защищённые каналы до каждого исполнительного органа государственной власти и каждого органа местного самоуправления. Уровень защиты соответствует всем нормам.

Ещё раз подчеркну: с начала 2009 года вся переписка с органами власти и местного самоуправления ведётся в электронном виде. Электронный документооборот имеется в каждой поселковой администрации. У нас есть целый отдел защиты информации, который изучает и применяет федеральный и региональный опыт в вопросах защиты персональных данных.

- Светлана Владимировна, спасибо за ответы. Надеемся в дальнейшем на такую же открытость с вашей стороны.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах