Уроки морозного мая. Энергетики подвели итоги отопительного сезона 2023/24

Светлана Чернышова / АиФ

В этом году отопительный сезон закончился наредкость поздно, виной тому - погодные аномалии, ставшие полной неожиданностью для многих регионов страны и поставившие перед энергетиками ряд задач, требующих быстрых и грамотных решений. Ситуация, когда майские морозы заставили повторно пустить тепло в дома и на объекты социальной сферы, стала для теплоснабжающих предприятий полезным опытом. Необходимые для себя выводы сделало и ПАО «Т Плюс».

   
   

Когда вернулись холода

«Когда в мае вернулись холода, нам по согласованию с местными администрациями пришлось снова включать тепло, - рассказал генеральный директор Александр Вилесов на межрегиональной пресс-конференции, состоявшейся 28 мая. - К сожалению, не обошлось без нареканий, но то, что мы должны были сделать, а это, прежде всего, обеспечение теплом социальных объектов, мы сделали».

Что касается гидравлических испытаний, то их переносить не стали. Ведь для чего такие испытания проводятся - чтобы обнаружить повреждения на сетях и вовремя их устранить. Весь процесс спланирован заранее, и если выбиться из графика, то нет никакой гарантии, что осенью горожанам не придется скакать по раскопкам. Вопрос о возможности сдвига сроков проведения «гидравлики» руководитель затронул по той причине, что испытания сопровождаются отключением горячего водоснабжения, а это вызывает недовольство жителей, особенно когда температура на улице близка к нулю.

«Из сложившейся ситуации мы обязательно извлечём уроки, что-то доработаем», - отметил руководитель, добавив, что в любом случае такие вопросы согласовываются с администрациями.

Больше ремонтов — меньше повреждений

К слову, качественный ремонт теплосетей (а также генерирующего оборудования) в межотопительный период - залог надежного прохождения самого отопсезона. Из года в год объёмы работ увеличивается. Так, в 2023 году энергетики обновили 779 участков трубопроводов и выполнили 147 ремонтов на объектах, генерирующих тепло. Это больше, чем в предыдущие годы, как результат — снижение числа нештатных ситуаций в зимний период. Совсем без эксцессов не обошлось, но их последствия энергетики смогли устранить в отведённые нормативами сроки. Более того, эти ситуации помогли выявить слабые места инфраструктуры — все они были учтены при подготовке планов ремонтных работ на 2024 год. По словам Александра Вилесова, это необходимо для того, чтобы новый осенне-зимний период прошёл в стабильном и устойчивом состоянии, обеспечение которого является одной из главных задач организации.

«Ещё одной особенностью минувшей зимы стал рост электропотребления в стране, - сообщил руководитель. - Мы работали в нехарактерном для себя режиме: для обеспечения надёжной работы энергосистемы нам пришлось задействовать больше оборудования, чем в предыдущие годы. На некоторых объектах оно работало без остановки, а если и останавливалось, то только по причине нештатных ситуаций, которые мы своевременно устраняли».

К слову, в настоящее время энергетики не только продолжают эксплуатировать уже имеющиеся генерирующие мощности, но и создавать новые. Проект ДПМ (программа договоров о предоставлении мощности) «Т Плюс» реализует в Перми и Ижевске. Уже этим летом планируется завершить работы и предоставить на рынок дополнительные мощности по выработке электроэнергии.

   
   

Киоскам здесь не место

Затронул Александр Вилесов и такой проблемный для Ульяновска и других городов момент, как наличие в охранных зонах теплосетей различных объектов, которых быть там не должно в принципе, - киосков, заборов, детских площадок... Встречаются даже дома.

«К сожалению, много объектов построено без понимания того, где они возводятся, - констатировал генеральный директор. - В этой связи возникает вопрос: кто давал разрешение на строительство? Ведь надо понимать, что в случае инцидентов (а дефекты на теплосетях в теории возможны всегда) могут пострадать люди. Сейчас мы работаем над тем, чтобы такие строения из опасных зон были убраны. Фронт работ огромный. В Ульяновске, например, было выявлено 117 таких объектов, в 35 случаях нарушения были устранены в добровольном порядке, в 18 — по решению суда, дела по 10 объектам на данный момент рассматриваются в суде, по 54 компания проводит досудебную работу, пытаясь убедить владельцев убрать своё имущество из охранной зоны. И надо сказать — Ульяновск на общем фоне выглядит достаточно благополучно, в других городах нарушений значительно больше. В любом случае работа будет продолжена — мы находимся в тесном диалоге со всеми администрациями, ищем решения, которые не всегда бывают простыми. Несмотря на колоссальный объём работ, мы надеемся, что в ближайшие годы проблема будет снята».

В центре внимания — благополучие клиента

Как организация, работающая во благо жителей, энергокомпания большое внимание уделяет вопросам клиенториентированности. Работа ведётся по трём направлениям. Первое из них - технологическое: многоквартирные дома должны иметь возможность самостоятельно регулировать поступление теплоносителя путём установки индивидуальных тепловых пунктов с возможностью погодного регулирования. Второе направление — коммуникации. В настоящее время организация развивает такой продукт, как тепловая справочная служба — она позволяет принимать заявки от клиентов, фиксировать проблемы, максимально быстро их обрабатывать и получать обратную связь. Третье направление — социальное.

«Мы работаем для каждого региона, используя возможности, которые есть у нас как у крупной организации, - пояснил Александр Вилесов. - Мы развиваем волонтёрское направление (например, оказывали помощь жителям Оренбургской области в период наводнений), всевозможные социальные активности, взаимодействуем с вузами и ссузами — хотим показать ребятам, что с нами можно работать, зарабатывать, строить карьеру и быть успешными».