Мы говорим о проблемах, успехах и задачах, которые обозначились на старте большого проекта.
Думали, что не начнётся?
Т. Захарычева: Для населения реформа началась с 1 января, а когда она началась для регионального оператора №1?
- С жителями села вы тоже начали заранее работать?
- Никакая реформа не может начаться за один день, поэтому мы ещё в прошлом году стали заходить в райцентры, рабочие посёлки, сёла и заключать договоры на добровольных началах. Удивило, что в большинстве случаев главы поселений считали, что реформы не будет, и не вели никакой подготовительной работы к ней. Это стало причиной многих проблем, которые жёстко обозначились после 1 января. Во многих муниципалитетах до сих пор нет реестров контейнерных площадок и мест складирования крупногабаритных отходов. Или реестры есть, но подготовлены они некачественно, потому что не учитывают дорог и подъездов, по которым может пройти коммунальная техника. До сих пор у региональных операторов нет базы данных о людях, проживающих в населенных пунктах, поэтому происходят ошибки в начислениях. Для того чтобы оперативно реагировать на возникающие проблемы, мы открыли фронт-офисы в Карсуне и Инзе, планируем открыть в Базарном Сызгане, Майне и Вешкайме. В Барыше и Сурском наши специалисты принимают население в помещениях районных администраций.
- Сейчас многие говорят, что реформу надо было отложить, чтобы лучше к ней подготовиться…
- Хочу напомнить, что реформу откладывали три раза, но пока она не наступила, никто ничего на местах не делал. Многие возникающие в ходе реформы проблемы тяжело было предугадать заранее. Решение многих вопросов натыкается на противодействие. Например, отмена НДС для регоператоров позволила бы одномоментно снизить плату для жителей почти на 20%. Закон об этом освобождении по непонятным причинам до сих пор не принят.
Она не мусорная
- Во многих сёлах впервые появились контейнеры для отходов, но если по нормативу их всего два - в начале и в конце села, то такую услугу сложно назвать доступной. Что тут можно сделать?
- Изначально в сёлах мы расставляли контейнеры исходя из требований территориальной схемы, которая учитывает исключительно норматив.Сейчас мы их выставили в четыре раза больше нормативов. Если есть возможность (подъезд, место для разворота машины), ставим дополнительные контейнеры для удобства населения. Эти расходы не заложены в тариф, но мы идём на них сознательно, потому что сейчас очень важно показать и доказать жителям села, что реформа призвана менять их жизнь к лучшему. Если это получится, то население откликнется на перемены и станет осознанным участником реформы, без этого сложно добиться успеха.
- Вообще мне не нравится это название, оно не соответствует сути реформы, которая нацелена на то, чтобы очистить территорию конкретного населённого пункта, региона, страны от несанкционированных свалок, предотвратить загрязнение почвы, рек, воздуха. Это, скорее, реформа чистоты, потому что услуга приходит туда, где она никогда не оказывалась. Да, где-то и раньше работали перевозчики, но они вывозили мусор, откуда хотели, когда хотели и куда хотели.Когда мы начали работать в Ишеевке, с контейнерной площадки вывезли 600 кубов мусора. Столько помещается в 75 бункеров! Перед стартом реформы в регионе было более трёхсот несанкционированных свалок. Необходимость в реформе назрела.Невозможно бесконечно загрязнять землю, на которой живёшь. Отходы, которые закапывают в огородах, сваливают в полях, лесах, разлагаются, вредные вещества попадают в подземные источники, а в итоге – в питьевую воду.
Жители голосуют рублем
- Прошло три месяца реформы. Как люди к ней относятся? Чего больше – негатива или понимания?
- За этовремя в наш кол-центр поступило 13 326 звонков, из них с жалобами - меньше 10%. Более 80% позвонивших хотели получить какую-то консультацию – например, по заключению договоров, по перерасчетам или уточнению графиков вывоза. Негатива нет, люди задают конструктивные вопросы. Об отклике на реформу можно судить по платежам, поступающим за услугу. Если в феврале оплата была в пределах 30%, к концу марта – более 70%. Жители голосуют рублем, потому что видят: услугу оказывают качественно.
- В СМИ было много жалоб, что бизнес не потянет плату по нормативу…
- Мы готовы работать с предприятиями и организациями по количеству и объёму контейнеров, но при заключении договора по «факту» будем опираться на реальность. Есть случаи, когда предприниматели, заключившие договор «по факту», несколько месяцев подряд отменяют вывоз ТКО якобы по причине полного отсутствия отходов, хотя у нас есть данные, что они работают и активно образуют отходы. Значит, они вывозят их или на контейнерные площадки жителей, или на несанкционированные свалки. Это недопустимо. В садовых товариществах и гаражных кооперативах тоже должно быть достаточное количество контейнеров и адекватный график вывоза мусора. Иначе мы никогда не избавимся от несанкционированных свалок.
- Глава государства поставил задачу в результате реформы повысить долю обработки отходов до 60%. Она выполнима?
- Это наша главная цель. К 2020 годумы планируем внедрить на своём предприятии технологию подготовки и компостирования отдельных фракций ТКО. Таким образом, во вторичный оборот будет возвращаться не менее 50% органических отходов. Уже внедряется система обработки крупногабаритных отходов на специализированном дробильно-сортировочном комплексе «HUSMAN». Ведутся расчеты по проекту строительства второй очереди Ресурсосберегающего комплекса по обработке ТКО. Мы и дальше будем расширять парк контейнеров для раздельного сбора вторичных ресурсов. И, конечно, продолжим экскурсии на наш ресурсосберегающий комплекс для глав районов и администраций, для председателей советов домов, для студентов и школьников, чтобы показывать и доказывать идею, которая кардинально может изменить нашу жизнь: от отходов нужно не просто избавляться, надо стараться делать из них что-то полезное.
Смотрите также:
- Делим на «троечку». «Реформа чистоты» в Ульяновске опять запнулась →
- Что изменилось с тех пор, как мусором занялись регоператоры? →
- Ликвидаторы. Власть приехала на свалку →