Высокоточечная застройка в Ульяновске. Время идёт – проблема остаётся

А вот жители домов на улице Хрустальнй добились в феврале этого года отзыва разрешения на строительство в их дворе… © / Сергей ЮРЬЕВ / Коллаж АиФ

«Непримиримая» борьба против так называемой точечной застройки ведётся в Ульяновске уже не первое десятилетие. На словах её поддерживают и чиновники, и депутаты разных уровней, и многочисленные общественные активисты. Казалось бы, все «в одном окопе», а противник у всех общий – фирмы-застройщики, которые думают лишь об одном – как бы урвать кусок пожирнее…

   
   

Суды, проверки и т.д.

Скандалов и «резонансных дел», связанных с данной темой, случалось и продолжает случаться немало, однако до радикального решения проблемы не стало ближе, чем тридцать лет назад. По последним данным, только в областном центре сейчас продолжается строительство 63 подобных объектов (37 – в Ленинском районе, 11- в Железнодорожном, 9 – в Заволжском и 6 – в Засвияжском), а ведь было несколько фактов, когда дома, уже почти построенные, сносились по решению суда, а стройки, которые настойчиво лоббировались властными структурами, отменялись. Но это никого до сих пор не останавливало.

8 июня Областной суд вынес очередное подобное решение, признав незаконным выдачу разрешения на строительство девятиэтажки на проспекте Нариманова, которая могла ещё и «подрасти» до 16 этажей. Пока шла тяжба между застройщиком и собственниками окрестных домов, фундамент высотки не только был заложен, но успел превратиться в затопленный котлован. При этом начать стройку оказалось значительно проще, чем остановить: для первого потребовалась лишь бумага за подписью начальника управления архитектуры и градостроительства мэрии Натальи Гордеевой, для второго – длительная прокурорская проверка и решения двух судов. Благо, у истцов нашлись средства на услуги юристов… Но нередко у представителей общественности не хватает ни средств, ни влияния. Да и в этом случае застройщик может получить новое разрешение, и тогда всю процедуру придётся начинать заново. В принципе, ни в законодательстве, ни строительных нормативах нет прямого запрета строить многоквартирные дома в районах малоэтажной застройки.

Бабуля надвое сказала…

Иными словами, несмотря на победу в суде цель заявителей - не допустить застройку участка многоэтажным жильем - ещё не достигнута. Руководитель Ульяновского регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Руслан Хайров так оценил ситуацию: «Застройщики нередко приступают к работам еще до оформления документов и получения разрешения на строительство. Это незаконно, но почему-то реагируют на это только тогда, когда жители буквально встают грудью на пути у бульдозеров и экскаваторов».

На состоявшемся в конце мая заседании Общественной палаты, посвящённом вопросам уплотнительной застройки, были озвучены такие цифры: в четырех из пяти случаев строительство объектов в городе начинается раньше, чем выдаётся разрешение.

Нелепость ситуации понятна всем, даже депутатам Городской думы. Например, единоросс Владимир Черниченко прямо заявил: «Если нет разрешения, то никакого строительства не должно вестись!».

Да, не должно! Но ведётся… А его коллега Сергей Моргачёв отметил и такой очевидный факт: «Люди узнают о строительстве только тогда, когда у них под окнами уже появляется забор и начинаются работы».

   
   

Итак, все всё понимают, а сделать почему-то никто ничего не может. Впрочем, та же Наталья Гордеева, что подписала разрешение на строительство скандальной то ли девяти-, то ли шестнадцатиэтажки на проспекте Нариманова, утверждает, что скоро всё будет иначе: «Подготовлены проект внесения изменений в правила землепользования и застройки, которые как раз и регламентируют правовой режим использования земельных участков».

Что это за изменения? Пока речь идёт о том, чтобы «скорректировать процедуру общественных обсуждений таким образом, чтобы учитывалось мнение жителей конкретной территории, где планируется точечная застройка». Получается, что раньше мнение-то можно было высказать, но оно не учитывалось, а теперь учитываться будет? В общем, цирк уехал – клоуны остались…