Жительница Ульяновска через суд добилась права забеременеть, воспользовавшись спермой умершего мужа. Необычную историю рассказал адвокат Вадим Курганов:
«Представьте ситуацию: молодая пара, любящие друг друга супруги. Муж тяжело болен, и перед сложным лечением он, заботясь о будущем, сдает свой биоматериал на криоконсервацию. Он подписывает документ, где четко указывает: в случае его смерти судьбу этого материала решает его жена. Его последняя воля – дать ей шанс стать матерью их общего ребенка».
Мужчина умирает, а его супруга обращается в клинику за биоматериалом, но получает отказ: «В законодательстве это не прописано». Вдова обращается за помощью к юристу. Курганов признаёт: федеральное законодательство действительно даёт право на криоконсервацию, но умалчивает о судьбе биоматериала после смерти донора. Клиника, следуя букве закона, не могла передать материал без решения суда. Возник правовой тупик.
Адвокату предстояло доказать, что факт сдачи биоматериала и подписание добровольного согласия — это прямое волеизъявление мужчины, и эти действия были направлены именно на возможность посмертного использования материала для репродукции. Последнее и стало ключевым аргументом в суде.
Ленинский районный суд Ульяновска полностью удовлетворил исковые требования к клинике и признал за женщиной право на лечение бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий с использованием половых клеток (спермы) умершего мужа.
«Это решение – не просто наша победа, - отметил адвокат. - Это судебный прецедент, который дает надежду тысячам людей, оказавшихся в похожей ситуации. Право на продолжение жизни и семьи должно быть выше бюрократических барьеров».