В новый, 2022, год ульяновцы войдут не только с новыми планами и надеждами, но и новыми законами. Изменения коснутся налоговой системы, механизмов оформления выплат и льгот, работы общественного транспорта. Но обо всем по порядку.
Торгуйте на здоровье
Владельцы деловых и торговых центров, ранее освобожденные от уплаты налога на имущество организаций, могут вздохнуть с облегчением - данная льгота для них будет действовать и в наступающем году. Распространяется она не на всех, обязательные условия: площадь помещения - менее 150 кв. м (это может быть здание целиком, а может, его часть) и упрощенная система налогообложения. Когда 25 ноября вопрос о продлении этой меры поддержки малого и среднего бизнеса обсуждался в областном парламенте, наружу всплыли весьма любопытные факты.
«Когда владельцам торговых объектов площадью менее 150 кв. м. предоставлялась льгота, некоторые представители крупного бизнеса раздробили свои помещения – поделили их на меньшие и таким образом стали уходить от налогообложения», - рассказал председатель комитета ЗСО по бюджету и экономической политике Александр Чепухин.
Следующее нововведение касается владельцев сельских магазинов, находящихся на патентной системе налогообложения, при которой индивидуальный предприниматель вместо уплаты ряда налогов покупает так называемый патент – документ, дающий право в течение определённого времени (до одного года) заниматься конкретным видом деятельности. Если раньше для магазинов, расположенных в сельской местности, налоговая стоимость одного квадратного метра торговых площадей составляла 10 тысяч рублей, то согласно изменениям, внесённым 25 ноября в региональный закон о патентной системе налогообложения, с 1 января 2022 эта величина составит одну тысячу рублей. Нововведение призвано поддержать предпринимателей, работающий на селе, и не допустить закрытия магазинов в малонаселённых пунктах. В дальнейшем, кстати, условия для ведения торгового бизнеса в глубинке могут стать ещё более благоприятными.
«Считаю, что для сельских торговых точек необходимо сделать патент за 1 рубль», - поделился своим видением ситуации губернатор Алексей Русских. - Будем выходить с такой инициативой к депутатам Законодательного собрания.
Глава региона также заявил о планах снизить стоимость патента для торговых точек Ульяновска, Новоульяновска, Димитровграда и Чердаклов.
График раздора
Если предпринимателей, работающих в сфере торговли, власти всячески поддерживают, то бизнесу, занимающемуся пассажирскими перевозками, о таком остаётся только мечтать. Более того – с 7 января 2022 года за несоблюдение графика движения перевозчиков будут штрафовать – на 10 – 15 тысяч рублей за первое нарушение, на 20 – 30 тысяч - за повторное. Если предпринимателя оштрафуют дважды, то далеко не факт, что он сможет сохранить лицензию.
«Прежде чем вводить драконовские меры, необходимо навести порядок в маршрутной сети, - считает исполнительный директор межрегионального территориального отраслевого союза работодателей «Транспортный Альянс» Святослав Малаев. – Приведу пример: с улиц Ленина и Железной Дивизии мэрия убрала шесть маршрутов, пустив их по улице Гончарова – в часы пик там, естественно, образуются пробки, как в таких условиях соблюдать график, непонятно. И потом – несмотря на то, что наша отрасль включена в перечень наиболее пострадавших от коронавируса сфер деятельности, частным перевозчикам государство не помогает – мы тратим деньги на санобработку салонов, налоги растут, пассажиропоток падает, бензин, запчасти, страховка дорожают, но об этом никто не говорит».
И, наконец, приятная новость для приёмных семей – с 1 января для получения ежемесячной выплаты на содержание ребёнка им достаточно предоставить в МФЦ или органы опеки заявление и паспорт. Свидетельства о рождении и установлении опеки, и так имеющиеся в органах опеки и попечительства, больше предоставлять не придётся.
Мнение власти
Накажут не всех
«Мы надеемся, что принятые изменения в региональный Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность перевозчиков за несоблюдение расписания, позволят улучшить качество перевозок, к которым со стороны населения существует множество нареканий. Наказание будет применено в том случае, если перевозчик фактически не выполнит установленное количество рейсов, предусмотренное регламентом: в Ульяновской области это 3% рейсов в квартал. Если перевозчик дважды будет подвергнут административному наказанию, встанет вопрос о лишении его лицензии. Если интервал движения был нарушен из-за ДТП, произошедшего не по вине перевозчика, то штрафовать его не будут. В случае технического сбоя контрольно-навигационной системы наказания также не последует».
Мнение эксперта
Что будет с патентами дальше?
«После ряда обращений бизнеса губернатор Алексей Русских дал нам поручение подробно разобрать ситуацию со стоимостью патента. Совместно с уполномоченной по правам предпринимателей Екатериной Толчиной, бизнес-сообществом и депутатами Законодательного собрания мы сформировали предложения по корректировке законодательства. 23 декабря председатель правительства Владимир Разумков в ходе рабочей встречи представил губернатору наши наработки, и глава региона их поддержал. Предложения следующие:
- Стоимость патента для грузоперевозчиков не должна превышать среднее значение по ПФО (18 - 22 тысячи рублей на один автомобиль), а если предприниматель сам работает на своей машине, то стоимость патента для него должна снизиться до 0 рублей.
- Следует отменить необходимость приобретать дополнительный патент на последующий объект торговли в другом муниципальном образовании (например, райцентр и отдаленное село, или Димитровград и Чердаклы).
- Снижение стоимости патента для небольших сельских магазинов до 1 рубля.
По всем остальным видам деятельности стоимость патента можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов (43 211 рублей).
Чего хочет бизнес?
«У идеи наказывать переводчиков за срыв графика миссия, конечно, благая – люди должны понимать, куда и во сколько они приедут. К тому же у нас принято ставить в пример Европу, а там такие меры, действительно, предусмотрены. Но надо иметь в виду – наши дороги (особенно если речь идёт не о федеральных автотрассах) и европейские – это две большие разницы. Когда едешь по их автобану, отлично построенному и очищенному, ты прекрасно понимаешь, как долго ты будешь в пути и когда окажешься в нужной точке. В России же существует великое количество разных «но», которые могут повлиять на время поездки, и боюсь, что перевозчикам придётся то и дело доказывать, что задержка произошла не по их вине, а в силу форс-мажорных обстоятельств. Для меня это неприемлемая история – сначала создайте нормальную дорожную инфраструктуру, вовремя расчищайте трассы, убирайте последствия ДТП, чтобы не было пробок, а уже потом вводите штрафы.
Что касается закона о патентах, то в своей действующей редакции он принимался без предварительных консультаций с бизнесом, проведения оценки регулирующего воздействия и мониторинга ситуации в соседних регионах. Сейчас бизнес свои поправки внёс, губернатор в общем и целом их поддержал, но главная эпопея ещё впереди – нужно, чтобы разработчик документа нас услышал, и чтобы предложенные нами изменения утвердили в ЗСО. Мы также надеемся, что в 2022 году силу закона обретут такие анонсированные в этом году инициативы, как предоставление бизнесу субсидий, компенсация части затрат на покупку оборудования, выплата трёх МРОТ за вновь принятых сотрудников, установление для начинающих предпринимателей беззалогового кредита до 1 млн рублей, компенсация за период нерабочих дней».