То, что потребителю нужно держать ухо востро, - факт известный: чуть зазеваешься, и всё, подсчитывай убытки - тут обвесили, там обсчитали… Схемы, которые взяли на вооружение ушлые коммерсы, достаточно просты и, судя по всему, приносят своим создателям неплохой доход. А то, что страдают ни в чём не повинные люди - это никому не интересно.
Не застрахован никто
В отделе по защите прав потребителей Государственного юридического бюро региона о масштабах проблемы знают не понаслышке. Грешат все - и крупные торговые сети, и индивидуальные предприниматели, и управляющие компании, и даже медицинские организации. Один из последних примеров - выселение отдыхающих из санатория «Дубки». Женщина приобрела путёвку за 95 тысяч рублей и приехала (причём из другого региона) вместе с детьми на отдых и оздоровление. Каково же было её удивление, когда всего через три дня её попросили на выход. Как оказалось, курортница оплачивала путёвку через подрядную организацию, а та перечислила санаторию лишь часть полученных средств. Юристы уверены - в этой ситуации, которую иначе как дикой не назовёшь, потребитель не виноват абсолютно.
- Мы помогли составить претензию, затем будет суд, который, я уверен, мы выиграем, - говорит начальник отдела по защите прав потребителей Государственного юрбюро Денис Литвинов. - Помимо этого мы намерены взыскать средства за нанесённый клиентке моральный вред.
Впрочем, вряд ли судебные тяжбы смогут поднять настроение от испорченного отдыха, тем более, если речь идёт ещё и о детях.
Другой случай из ряда вон - скачок напряжения, из-за которого в квартире пенсионерки сгорела бытовая техника. Несмотря на то, что свою вину энергетики отрицать не стали, возмещать ущерб в добровольном порядке они наотрез отказались. В итоге дело дошло до суда, который встал на сторону пожилой женщины и заставил ресурсников выплатить ей всё, что положено.
Как это ни прискорбно, от наплевательского к себе отношения не застрахованы даже пациенты медицинских центров и поликлиник. К примеру, одна из частных стоматологий взяла с человека деньги, а заключить договор посчитала лишним. В результате, когда пациент попытался предъявить претензию к качеству лечения, от негопопросту отмахнулись - мол, знать вас не знаем. И снова - суд, и сновправда на стороне потребителя.
Товар в законе
С упрямством, достойным лучшего применения, действуют некоторые магазины одной из федеральных торговых сетей: на ценнике, прикрепленном к прилавку, указывается одна сумма, а уже на кассе выясняется, что товар на порядок дороже. Расчёт прост: внимательные и принципиальные покупатели будут возмущаться, а остальные, коих большинство, разницу не заметят, а если и заметят, то будут винить себя за невнимательность и положенную сумму всё равно выложат. К слову, по факту указанного нарушения был направлен административный иск в суд - пока от лица одного потребителя. Если и после этого магазины будут «продвигать» товары таким образом, то следующим этапом будет обращение юристов отдела по защите прав потребителей от неопределённого круга лиц - а это уже чревато серьёзными последствиями.
Отдельная тема - продажа техники. Мало того, что под видом новенького гаджета вам могут всучить бэушный, так еще в случае выхода его из строя далеко не факт, что продавец по-хорошему вернет вам деньги.
- Что обычно делает человек, если у него сломался недавно купленный телефон - идёт к продавцу. И напрасно, - поясняет Денис Литвинов. - Надо понимать, что продавец, объясняя вам, как следует поступить, меньше всего заинтересован в том, чтобы возвращать вам деньги. Он забирает телефон на экспертизу, при этом никаких доказательств того, что устройство испортили вы сами, у вас нет. Поэтому не удивляйтесь, если через пару месяцев получите заключение - в телефоне вода и механические повреждения. Обращаться в суд в такой ситуации малоперспективно - судебная экспертиза покажет, что телефон поврежден, но вопросы «кем» и «когда» так и останутся открытыми. Чтобы избежать подобных ошибок, настоятельно рекомендую потребителям в случае нарушения их прав в первую очередь обратиться за консультацией к юристу.
Мнение эксперта
Осторожно - реклама!
- Весьма актуальным на сегодняшний день является вопрос распространения рекламы, вводящей граждан в заблуждение. Так, недавно в региональное управление ФАС обратилась женщина, купившая квартиру в строящемся доме в микрорайоне «Искра», а потом обнаружившая, что стала жертвой обмана. Приобретая жилье, женщина ориентировалась на рекламные буклеты, в которых сообщалось, что в доме будет собственная котельная, позволяющая экономить на коммунальных платежах. Однако когда покупательница заселилась в квартиру, то никакой экономии не обнаружила. Как выяснилось, котельная, о которой говорилось в рекламе, предназначена для теплоснабжения нескольких зданий, поэтому собственникам дома она не принадлежит и никакой экономии не приносит. В этой связи реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования Федерального закона «О рекламе».
Мнение власти
Под контролем
- В настоящий момент система по защите прав потребителей развивается на территории всего региона. В каждом муниципалитете работают сотрудники Государственного Юридического Бюро, готовые проконсультировать граждан по любым правовым вопросам. Кроме того, определены ответственные за эту тему в районных администрациях.
Житель региона, столкнувшийся с нарушением своих интересов, имеет право на бесплатное получение государственной юридической помощи. Обратиться за консультацией можно по телефону горячей линии 8-800-100-13-84, а также онлайн - посредством сервисов pretenziya24.ru, бесплатнаяюрпомощь.рф и аккаунтов в соцсетях: vk.com/pretenziya24, ok.ru/pretenziya24 и vk.com/jurpomosh73.
«Звёздные» схемы
Мошенники не гнушаются использовать в своей рекламе звёзд и известных врачей.
Не так давно Максим Галкин записал видео для своих подписчиков, в котором сообщил, что неизвестные аферисты, используя старую видеозапись, проводят от его имени конкурс-опрос и берут за это деньги. «Мошенников легко вычислить. Если вас просят заплатить хотя бы один рубль – значит, это обман, – заявилГалкин. – Я никогда не собираю во время конкурсов деньги с подписчиков».Чуть раньше с подобными обращениями выступили актёры Михаил Галустян и Екатерина Варнава, певец Сергей Лазарев и др.
Технически подкованные ловкачи научились обманывать пользователей Интернета даже с помощью поддельных роликов. Экспертыговорят, что современные технологии позволяют наложить лицо и голос, заменив движения губ и речь человека на те, которые нужны мошенникам. Распознать ролики с липовыми звёздами можно. Например, глаза человека на таких видео не моргают, а при резких движениях головы вокруг неё могут появляться странные шлейфы.
И всё-таки пока мошенники нечасто прибегают к новым технологиям, а всё больше работают по старинке: берут фото звезды да и прилаживают к своему товару. Такую рекламу распространяют в основном в Интернете. Так, продюсер и композитор Максим Фадеев, сам того не ведая, рекламировал таблетки для похудения, а актриса Мария Порошина – косметические бренды.
Не гнушаются мошенники и подзаработать на нашем здоровье. Для пущей достоверности они даже могут «состряпать» фальшивый выпуск популярной телепередачи. В одной из них «поучаствовал» Леонид Якубович,познакомивший зрительскую аудиторию с неким «рецептом от диабета». В прошлом году в центре скандала оказался Андрей Малахов. Мошенники создали фальшивый сайт и, прикрываясь именем телеведущего, продавали «чудо-мазь» для суставов.Прикрываются аферисты и образами известных врачей. Например, знаменитому детскому хирургу Леониду Рошалю досталось «рекламировать» средства от бородавок и папиллом, а кардиохирургу Лео Бокерии – от гипертонии.
Екатерина Барова