Ульяновск в ожидании метеора. Когда речной флот обретёт крылья?

Татьяна Швецова / АиФ

Примерно полтора года назад пресса подняла очередную волну прогнозов и обещаний о возрождении речного флота на подводных крыльях. В Нижнем Новгороде за некоторое время до этого возобновили производство метеоров, и естественно, первым очередь на их закупку занял Санкт-Петербург, и только потом города Поволжья – Казань, Самара и Ульяновск. Время идёт, а об обретении новых судов – тишина, хотя со стороны областных властей была анонсирована сделка, которая должна была состояться в 2023 году и после которой возобновилось бы движение ульяновских метеоров по Волге.

   
   

Всё ждём двигатель на газе?

О конкретном. 23 сентября 2021 года на борту теплохода «Герой Юрий Эм» произошло совместное совещание городских и региональных властей по вопросам развития Ульяновского речного порта, речного транспорта в целом и даже перспектив строительства нижней набережной. Именно там глава Корпорации развития промышленности и предпринимательства Руслан Гайнетдинов объявил развитие акватории Волги в районе города «концептом стратегической многолетней работы, которая объединит усилия многих министерств и ведомств, федеральных и региональных».

Несколько позже, в январе 2022 года, начали публиковаться официальные заявления о том, что переговоры с производителями «Метеоров» ведутся, но решено дождаться, когда появится силовая установка, работающая на дешёвом газе, а не на дорогом дизтопливе. Глава региона Алексей Русских лично тогда заявил, что китайцы сейчас как раз разрабатывают газовую силовую установку мощностью 1,2 мегаватт, и «скоро он будет». Так что план, по его словам, выработался такой: «Если закупать, то на таких двигателях. Посчитали, что экономика будет неплохая, в принципе, даже не будут нужны бюджетные дотации. Думаю, что в 2023 году закажем производство «Метеоров» и с нашей стороны сделаем сообщение с Казанью и Самарой».

Действительно, по мнению учредителя АО «Ульяновский речной порт» Марата Якупова, именно стоимость дизтоплива могла стать главным препятствием для эксплуатации: «Во время СССР была не просто дотация, а в виде дизтоплива по 7–9 копеек. Сегодня дизельное топливо дороже бензина…». Он же, кстати, сообщил некоторые интересные цифры минувшей эпохи: «В лучшее время в речпорту работало семь единиц пассажирских судов типа ОМ «Московский», девять скоростных теплоходов типа «Метеор», один теплоход морского класса «Комета». Максимальное количество пассажиров было 600 тысяч за сезон, если считать все местные линии и большие пароходы. Последний хороший результат датируется 1991 годом – 451 тысяча пассажиров за сезон».

И даже визитной карточкой не стал

К слову, уже несколько лет подобные данные вообще не афишируются. Последние опубликованные сведения относятся к 2017 году, когда за время навигации теплоходами Ульяновского речного порта было перевезено всего-то 25,6 тысячи пассажиров. И не мудрено – ведь в распоряжении ульяновских речников на тот момент осталось всего два теплохода: «Московский-20» и «Герой Юрий Эм».

Что касается судьбы девяти «Метеоров», то все они в разные годы были выведены из эксплуатации и в большинстве своём пошли на металлолом. И только последний из них, «Метеор-216», в августе 2020 года был установлен в парке «Прибрежный», но и тот пока создаёт проблемы для администрации парка и постоянно подвергается нападению вандалов. Планы превратить его в музей или кафе пока не реализованы, но, по словам директора парка Юрия Мухина, он всё же надеется сделать судно визитной карточкой «Прибрежного».

А вот надеются ли областные власти на реализацию собственного же проекта, пока неясно. Конечно, экономическая ситуация в стране за последний год несколько усложнилась, появились новые расходы… Если планы воссоздания речного флота на подводных крыльях откладываются, неплохо бы честно сообщить об это обществу. Если они по-прежнему в силе – тогда, наоборот, почему бы народ этим не порадовать. В любом случае молчание – не лучший выход. Народ должен знать правду.

   
   

И это всё о нём

  • Головное пассажирское судно на подводных крыльях 03580 спроектировано, построено и спущено на воду 3 августа 2021 года нижегородским АО «ЦКБ по СПК им. Ростислава Алексеева».
  • Летом 2022 года на Неве в Санкт-Петербурге «опробовали» ещё одно cудно, но потом корабль был отправлен в Ханты-Мансийск.
  •  Назначение судна, как утверждают в КБ, – скоростная перевозка пассажиров в светлое время суток в комфортабельных салонах. Длина – 35,8 м, ширина — 9,3, осадка — 2,3 м. Водоизмещение метеора– 67 тонн, скорость — 65 км/ч. Двигатели – дизельные. Пассажиров – 120, экипаж — 6 человек. Дальность плавания указана в 700 км при автономности хода в 13 часов, что позволяет без дозаправки добраться из Казани до Самары и обратно.

Когда всё это было в нашем арсенале

Дмитрий Макаров, выпускник Ульяновского военного училища связи, исследователь истории речного флота:

«К Ульяновскому речному порту было приписано десять судов на подводных крыльях, если считать «Метеор-18», который открыл скоростную линию в мае 1965 года Ульяновск – Куйбышев – Ульяновск. Но осенью того же года он был выведен из эксплуатации ввиду большого объёма работ по устранению аварийного повреждения корпуса и крыльевого устройства. Довольно долго прослужили «Метеоры» под номерами 29, 54, 79, 151, 180, 211, 216, 226 и «Комета-10». Последние три «Метеора» находились в Ульяновском речном порту до весны 2019 года. «Метеор-211» и «Метеор-226» весной 2019 года были «басурманом» уничтожены, а «Метеор-216» был перевезён в Ульяновский парк «Прибрежный» 19 августа 2020 года».

Заявки есть

Сергей Итальянцев, генеральный директор Центрального конструкторского бюро им. Алексеева (Нижний Новгород):

«Есть регионы, которые уже дали заявки. Санкт-Петербург – пять судов, Ульяновск – два судна, Самара – два судна, Нижнему Новгороду одного «Метеора» оказалось мало, намерен заказать ещё. Это очень здорово, и мы надеемся, что всё впереди. Мы уже достаточно разогнали наши производственные мощности и в случае заключения контракта сможем сделать пять «Метеоров» достаточно быстро, сдав их в эксплуатацию в 2024–2025 годах».

К слову, Сергей Итальянцев сделал это заявление в начале текущего года, и речь в нём идёт о пяти судах на подводных крыльях для Санкт-Петербурга, который стоит в очереди первым. Нетрудно догадаться, что очередь до Ульяновска дойдёт уж точно не к 2024 или даже к 2025 году…

У народа память хорошая

Владимир Савельев, профессиональный пассажир общественного транспорта:

Известие о скором возрождении движения по Волге на «Метеорах» я поначалу воспринял с большим энтузиазмом. Ещё свежи у народа в памяти времена, когда всего-то за три часа и за три рубля удавалось добраться от Ульяновска до Тольятти, имея возможность дышать свежим воздухом на открытой палубе. К слову сказать, автобусом до Тольятти добираться было на час дольше и на рубль дороже. К тому же в 70–80-е годы прошлого века в речной порт можно было без проблем добраться городским общественным транспортом. Сейчас с этим сложнее… Впрочем, я надеюсь: если интенсивность речных пассажирских перевозок увеличится, то и городской транспорт под это дело подстроится. Но это не единственное сомнение. Опасаюсь, что цены на речной скоростной транспорт окажутся космическими, и не всякий гражданин их потянет. С другой стороны, «Метеор» на Волге может стать символом возрождения того лучшего, что было в старые добрые времена. И очень хочется, чтобы эти планы не выродились в пустые обещания. Помнится, во время выборной кампании Алексей Русских обещал вплотную заняться завершением проекта по обеспечению Ульяновска водой из подземных источников. И на какой стадии сейчас находится этот бесценный проект? Я, например, воду из-под крана пить не могу, езжу за родниковой аж в Большие Ключищи. А ведь так хочется верить во всё, что власти нам обещают. И не надо надеяться на то, что граждане что-то там забудут».