Мечты о чудо-троллейбусах. Когда в Ульяновске решат транспортные проблемы?

Светлана Чернышова / АиФ

Каждый, кто пользуется общественный транспортом в Ульяновске, прекрасно понимает, как эта сфера далека от благополучия — кто-то, замёрзнув на остановке в ожидании нужного автобуса, опоздал на важную встречу, кому-то не по душе тесные маршрутки, кому-то, чтобы добраться из пункта А в пункт В, приходится делать несколько пересадок, а это потеря времени и денег. Вокруг решения транспортной проблемы власти развели кипучую деятельность, но и это не помогает. А может, здесь, как в математике, - задачка решения не имеет?

   
   

Сплошные убытки

Трудностей хватает и у государственных предприятий, и у частных перевозчиков. Те и другие, к примеру, жалуются на нехватку водителей и работу себе в убыток. В конце 2023 года Счётная палата региона опубликовала результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности ПАТП-1 — крупнейшего автотранспортного предприятия города. Как следует из доклада, из 38 маршрутов, которые в прошлом году обслуживало ПАТП, убыточными были абсолютно все — по отдельным городским маршрутам финансовые потери доходили до 4400 рублей за рейс. Как следствие — 89,5 млн рублей убытков за девять месяцев 2023 года, и это с учётом того, что за указанный период предприятие получило субсидии и субвенции из областного и городского бюджетов на общую сумму 137,9 млн рублей. Если уж у государственного предприятия такая беда, то что говорить о частниках, которым приходится выживать в расчёте исключительно на себя, без субсидий и прочей поддержки.

Понятно, что перевозчик, который еле сводит концы с концами, нормально работать не может.

С электротранспортом ситуация тоже не ахти. Минувшей зимой повторилась история предыдущего года — трамваи массово вышли из строя. Но если в 2023 году поломки связывали с сильными морозами, то в 2024-м — со снегопадами. Доходило до того, что из-за неисправных двигателей выйти на линию не мог 31 вагон! Доставляют неприятности и любители халявных поездок. В МУП «Ульяновскэлектротранс» подсчитали, что за прошлый год в троллейбусах и трамваях «зайцами» прокатились более 100 тысяч человек. Получается, что предприятие недополучило около 3 млн рублей. Впрочем, всё это было при предыдущем руководителе — Дмитрии Шорине. После того, как глава города Александр Болдакин снял его с должности, а у руля предприятия встал Александр Шерстнёв, «Ульяновскэлектротранс» объявил «зайцам» войну.

«Недополученные из-за безбилетников финансы не дают возможности увеличить зарплату работникам, закупить необходимую спецтехнику, запчасти и оборудование, привести в порядок подвижной состав и депо. Поэтому принято решение усилить контроль за фактом оплаты проезда», - объяснил руководитель.

В первый рейд по поиску безбилетников контролёры из числа сотрудников предприятия и МКУ «Организатор пассажирских перевозок» вышли 1 марта. Улов — 15 нарушителей, каждому из которых был выписан штраф — согласно КоАП Ульяновской области безбилетный проезд наказывается штрафом в размере 1000 рублей, при повторном нарушении -1500 рублей.

Новая жизнь для старой «Татры»

Впрочем, всё это - капля в море, для глобального решения проблемы требуется что-то более существенное. В поиске свежих идей 26 марта градоначальник и руководство «Ульяновскэлектротранса» отправились в столицу Удмуртии.

   
   

«Ижевск является очень показательным примером для нашего города в вопросе развития городского электротранспорта, - отметил Александр Болдакин. - Сегодня в структуре общественного транспорта МУП «Ижевский городской электротранспорт» является основным перевозчиком, обеспечивая порядка 55% от всего объёма пассажирских перевозок. Ежедневно на линию выходит больше 100 трамваев и столько же троллейбусов».

Там же, в Ижевске, в одном из трамвайных депо имеется ремонтная база, где старенькие вагоны чехословацкого производства «Татра 3» обретают новую жизнь. После масштабной модернизации трамвая «родной» остаётся только тележка — все остальные элементы, включая внутреннюю отделку и раму вагона, полностью обновляются. На всё про всё уходит месяца три, и что немаловажно, предприятие принимает заказы и из других регионов.

По возвращении в наш город руководители задумались — а не открыть ли подобный ремонтный цех при ульяновском трамвайном депо? Другой вариант — отправить местные «Татры» на апгрейд в Ижевск. Но сначала финансовый блок администрации должен подсчитать, во сколько бюджету обойдутся транспортировка вагонов в обе стороны, закупка запчастей и комплектующих плюс сами работы.

Нужна чудо-машина!

Ну и, конечно, троллейбусы на автономном ходу! В своё время идеей связать с их помощью электротранспортные системы двух берегов Волги горел экс-губернатор Сергей Морозов. Чудо-машину тогда привозили, автору этих строк даже довелось на ней прокатиться — в компании первых лиц региона (включая самого Сергея Ивановича) и двух десятков представителей СМИ. Потом тему забросили, но недавно она зазвучала снова. Отправной точкой стал визит в наш регион делегации Республики Беларусь. По итогам встречи гостей города с господином Болдакиным стало известно, что Ульяновск рассматривает возможность приобрести у белорусских предприятий дорожную и коммунальную технику, а ещё — те самые троллейбусы на автономном ходу. Задумка та же - соединить электротранспортным сообщением Заволжье с другими районами. Вопрос это актуальный. Тот, кому часто приходится ездить с одного берега на другой, прекрасно знает, как сложно бывает дождаться нужную маршрутку.

В общем, планов громадьё, но дойдёт ли дело до их реализации? Поживём — увидим.