Далеко заехали! Что спасёт городской общественный транспорт в Ульяновске?

18 июня специалисты НИИ «МосгортрансНИипроект» должны были завершить работу над проектом, который призван решить транспортные проблемы Ульяновска и обошёлся бюджету без малого в 35 млн рублей.

   
   

Инфографика: АиФ/ Инна Барзюк

По-новому о старом

Начальник управления дорожного хозяйства и транспорта Игорь Бычков сообщил «АиФ», что москвичи представят свою работу в июне-июле. Точная дата пока не известна.

– Техническим заданием в обязательном порядке предусмотрено исключение дублирующих маршрутов, синхронизация работы городского наземного электрического и автомобильного транспорта и обеспечение доступности между районами, – напомнил глава ведомства о задачах, поставленных перед НИИ.

Между тем горожане о проблемах и задачах транспортных перевозок говорят куда конкретнее. Например, на прошлой неделе в соцсетях бурно обсуждали рассказ девушки, которая после девяти вечера не могла уехать из Заволжья: маршрутки в это время уже не ходили, таксисты отказывались ехать на другой берег категорически, а государственного транспорта в принципе нет. Что делать? Участники обсуждения посоветовали: бежать за последней маршруткой, потому что город такой – ничего не поделаешь. Есть масса других проблем, с которыми каждый день сталкиваются не только пассажиры общественного транспорта, но и автомобилисты. Первые жалуются, что в часы пик маршрутки идут переполненными, что сложно уехать из районов новостроек. И те и другие страдают от неизбежных пробок на узких ульяновских дорогах.

Все эти проблемы очень старые, всем известные, и решать с помощью иногородних специалистов их пытались уже не раз. Например, лет семь назад Московский автодорожный институт разработал проект оптимизации транспортной системы города в несколько томов. В 2014-м к выборам в Госдуму Strategy Partners Group разработала для областного центра Стратегию развития Ульяновска до 2030 года, которая содержит в том числе и программу решения транспортных проблем. С тех пор на ульяновских дорогах ничего не изменилось, но в июне 2017-го МБУ «Стройзаказчик» заключил с «МосгортрансНИИпроект» договор на 34,7 млн рублей. За эти деньги москвичи взялись применить модель, с помощью которой была приведена в порядок дорожно-транспортная система столицы, к ульяновской ситуации и таким образом разрулить её.

И поскольку понятно, что ресурсы у Москвы и Ульяновска абсолютно несопоставимы, возникает вопрос: не теряем ли мы время и деньги?

   
   

– В Москве решали свои проблемы, совершенствуя транспортную инфраструктуру, строя дороги, развязки, там развернули грандиозное строительство, – говорит доктор технических наук, профессор Виктор Крашенинников. – Думаю, что не выйдет толку из этого проекта. В апреле москвичи представили нам первый этап работы – так называемую транспортную модель. По сути – это база данных о том, по каким улицам когда какие транспортные потоки едут. На мой взгляд, работа получилась не очень высокого уровня. Её легко могли бы сделать студенты УлГУ или УлГТУ под руководством преподавателей. Я задал вопрос: «Что дальше вы собираетесь делать с этим материалом?», но мне ответили, что об этом пока не думали, пока была задача собрать информацию.

Доктор социологических наук, профессор Ольга Шиняева считает, что работу по сбору информации москвичи выполнили слабовато:

– Показатели снимали в течение одной недели. С точки зрения сбора информации о реальной текущей жизни, этого мало. Кроме того, акцент был сделан на особенных днях, когда останавливается движение или перекрываются какие-то улицы. Но нас интересуют обычные будни, когда из-за потока автомобилей, и в том числе общественного транспорта, на дорогах образуются заторы, интересуют выходные дни, когда люди выезжают куда-то семьёй. Это пока учтено слабо. Но главное: какая бы ни была модель (матрица, как называют её москвичи), какие бы данные туда ни вводили, это не решит проблемы, если дороги и транспортные развязки рассчитаны на совершенно иной поток машин.

На старых дорогах не получится

По данным социологов, за последние семь-восемь лет количество автовладельцев в Ульяновске увеличилось в три раза. И последние 10-15 лет центр города активно застраивался высотными домами и торгово-офисными центрами. То есть картина изменилась кардинально, а дороги остались прежними.

– Старые дороги проектировали и строили, когда была совершенно другая философия и структура движения – от микрорайона до места работы, которое, как правило, находилось недалеко, – говорит экс-главный архитектор Ульяновска Михаил Мишин. – Сейчас все изменилось. И зачинателями этих перемен является крупный бизнес, который сегодня не действует внутри установленных правил, а сам их создаёт. Например, существуют определённые проблемы транспортной доступности к «Аквамоллу». Но формирование транспортной инфраструктуры – это тема не только застройщика. Для этого должна быть государственная градостроительная политика.

Михаил Мишин считает, что изменить транспортную ситуацию в городе на старых дорогах нельзя. Транспортную модель нельзя втискивать в существующую дорожную сеть, надо продумывать, как эту сеть можно оптимизировать.

– Это можно сделать, во-первых, путём создания дополнительных магистралей скоростного движения, проложенных с учётом сложившихся территорий потенциального размещения жилья, предприятий и так далее. А во-вторых, путём оптимизации существующих дорог, строительства «умных» развязок, – говорит архитектор. – Решить эти проблемы в условиях существующей экономической ситуации практически невозможно. Но в любом случае начинать надо с анализа ситуации и постановки задач. Надо констатировать, где сейчас новые районы, сколько там людей живёт, куда им надо ехать. Досконально про Ульяновск этого на сегодняшний день никто не знает. Эта аналитическая работа должна получиться в результате разработки проекта планировки территорий – более детального документа, чем генплан.

Поднимем планку?

Что конкретно в итоге должны сделать москвичи, пока не понимают даже специалисты, но формулировки есть: создание транспортной модели, государственной информационной системы, разработка организации дорожного движения и программы оптимизации работы маршрутной сети. Хотя на Госсовете по проблемам транспорта, который в сентябре прошлого года прошёл в Ульяновске, и на резолюции которого якобы ориентируется местная власть, говорили вещи вполне конкретные: проблема общественного транспорта за последние 15-20 лет заключается не только внутри этой системы, городская застройка идёт с учётом интереса бизнеса, но без учёта особенностей дорожно-транспортной инфраструктуры.

Поэтому надо вносить изменения в градостроительную документацию, разрабатывать проект планировки территорий для планирования и организации комплексных пассажирских перевозок и прочее-прочее.

– Что и где нужно делать по основным проблемным местам транспортной модели города, давно понятно, – утверждает исполнительный директор Транспортного альянса Виктор Сидоренко. – Говорю это с полной ответственностью и знанием дела. Слежу за другими регионами России и изучал работу общественного транспорта за рубежом. В Ульяновске, даже в условиях несовершенства дорожной инфраструктуры, недофинансирования, роста цен на ГСМ и др., коммерческий транспорт состоялся и стабильно работает. Сломать, разрушить, вытеснить предпринимателей можно. Кто придёт на смену? ПАТП-1, МУП «Электротранс» на роль спасителей не тянут, заграница нам не поможет. Необходимы продуманные, последовательные, постепенные шаги и начинать нужно, как и Москва, с совершенствования города. Развязки, уширения улиц, прокладка дорог дублёров, строительство мостов снимут большинство проблем и откроют новые возможности для общественного транспорта.

Адвокат Григорий Калёнов, который в конце восьмидесятых годов занимался изучением проблем перевозки общественным транспортом (Тогда это был проект Лаборатории социально-экономических проблем Ульяновска, – Ред.), сравнивая то, что было, с тем, что стало, утверждает, что рынок услуг общественного транспорта в Ульяновске сложился:

– Маршрутки обеспечивают горожанам скорость перевозки, максимальную доставку до места назначения и комфорт (на многих маршрутах автопарк активно обновляется). Но если мы хотим поднять планку работы общественного транспорта, – например, ликвидировать проблему проезда в часы пик или для удобства людей закупить низкопольные трамваи и троллейбусы, то этим должно серьёзно заняться государство. Это не может быть частной инициативой.

Внимание!

Только в историческом центре Ульяновска с 2005 года были построены такие крупные объекты, как торговые и офисные центры «Амарант», «Версаль», «Сити», «Спартак», «Паллада», «Симбирск», «ДивизиON», гостиница «Хилтон».