В рядах «Бессмертного полка». О героях своих семей рассказали энергетики

Светлана Чернышова / АиФ

«Есть память, которой не будет забвенья, И слава, которой не будет конца», – эти заключительные строки из поэмы «210 шагов» Роберта Рождественского стали определяющими во Всероссийском проекте «Мы – потомки героев».

   
   

Почему мы собираем по крупицам сведения о наших воевавших в Великую Отечественную войну дедах и прадедах? Почему с гордостью наносим на иномарки и мотоциклы гордую надпись «Спасибо деду за Победу», почему 9 мая не стыдимся своих слёз и причитаний? Потому что мы – потомки победителей – всегда будем в неоплатном долгу перед нашими героями – теми, кто пал на поле боя, и теми, кто выстоял на фронтах четырехлетнего сражения. Потому что мы должны сохранить историческую правду о тех героических годах и передать её своим детям. Потому что мы встаём с портретами наших героев в один «Бессмертный полк», даже если он виртуальный, как в этом году.

Обрушивали огонь на пехоту немцев

«Мой дедушка Имамдин Абзалдинович Арсланов был призван на фронт 1 сентября 1942 года в возрасте 17 лет рядовым", – рассказывает директор Ульяновского филиала ПАО «Т Плюс» Марат Феткуллов.

Фото: Из личного архива

Из послужной карточки Пензенского пересыльного пункта ОВК, которая сохранилась в документах, значится, что он был призван в армию Тагайским райвоенкоматом Ульяновской области. В то время он проживал в деревне Маклауши и имел специальность комбайнёра. Причина, по которой рядовой Арсланов был послан комендантом города 29 апреля 1943 года на пересыльный пункт, проста: отстал от эшелона. 

О бесстрашном и героическом характере моего деда свидетельствует выписка из наградного представления к ордену Славы III степени от 20 апреля 1945 года: «Арсланов на подступах к городу Бернау, двигаясь в составе боевых порядков танков бригады, попал под ураганный огонь артиллерии и автоматов противника. Вскоре налетела авиация противника. Товарищ Арсланов, невзирая на сложность и опасность обстановки, мужественно и стойко выполнял команды командира и в огне разрывов снарядов и мин противника из трофейной пушки сбил один самолёт противника Ю-87».

Фото: Из личного архива

Ещё один найденный документ - скорее всего, тоже представление к награде - позволяет мне и моим родственникам гордиться 20-летним бойцом – моим дедушкой: «В период январских боев – с 18.01 по 25.01.1945 года – бесстрашно и настойчиво выполнял обязанности второго номера. В боевых порядках наших танков в ураганном огне мин и снарядов противника совместно с первым номером товарищем Житиным обрушивали огонь пулемётов на пехоту немцев. И уничтожал её. Вместе они уничтожили 11 фрицев».

Фото: Из личного архива
Фото: Из личного архива

Мой дед – Имамдин Абзалдинович Арсланов вернулся с фронта живым и продолжил наш род.

   
   

Награжден медалью «За отвагу» (07.02.1945),  орденом Славы III степени (15.05.1945), медалью «За взятие Берлина»  (09.06.1945).

Директор Ульяновского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» Сергей Гужев рассказал о подвигах своих двоюродных дедушек: Александра Ивановича Гужева, Владимира Владимировича Берсенева и Николая Анатольевича Камышова.

Крутил «солнце» и ходил на руках вдоль деревни

Старший брат моего деда, Александр Иванович Гужев, был призван в армию летом 1942 года, когда ему исполнилось 18 лет. Он только успел окончить школу, работал в колхозе и был спортивным парнем. Родственники вспоминали, как хорошо он играл в футбол, крутил «солнце» на турнике и на спор мог пройти на руках вдоль всей деревни...

Фото: Из личного архива

На фронт он попал в подразделение связи, обслуживающее бригаду дальнобойной артиллерии. Воевал под Сталинградом, освобождал Крым и Прибалтику, закончил войну в Восточной Пруссии.

Награждён медалями «За оборону Сталинграда» (1943), «За отвагу» (апрель 1944), орденом Славы (сентябрь 1944), орденом Красной Звезды (апрель 1945), медалью «За победу над Германией» (май 1945).

В конце войны Александру был всего 21 год. Он должен был принимать участие в Параде Победы. Подразделение, где он служил,  уже готовилось к нему под Москвой. Но по стечению обстоятельств принять участие в параде Александру Ивановичу не удалось. До конца своих дней он сожалел об этом...

Александр Иванович умер в 1994 году в возрасте 70 лет, не дожив до 50-летия Победы один год.

Военврач четырёх фронтов

Старший брат другого моего деда – Владимир Владимирович Берсенев, 1921 года рождения. Он учился в Ивановском медицинском институте и в начале войны был призван на фронт в медицинские части.

Фото: Из личного архива

Служил военным врачом медицинского железнодорожного батальона на Сталинградском, Донском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах.

Закончил войну старшим лейтенантом медицинской службы.

Награждён медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». После войны работал врачом и заведующим отделением в поликлиниках города Владимира.

Умер в 1994 году в возрасте 73 лет.

Девять писем для родни

Старший брат моей бабушки, Николай Анатольевич Камышов, родился в 1922 году.

Его отец умер, когда ему было шесть лет, а его сестрам – четыре и два года, воспитывали их мама и бабушка.

Фото: Из личного архива

Окончив школу, а затем учительские курсы, Николай недолгое время работал учителем начальных классов в небольшой деревенской школе. В армию его призвали в августе 1941 года. До мая 1942 года он обучался в городе Кирове в эвакуированном туда Львовском пехотном училище. Но окончить военное училище Николаю не удалось.

Немцы продвигались вглубь страны и захватывали новые и новые города. На фронте нужны были подготовленные резервы, и в июне 1942 года в звании сержанта Николая направляют на защиту осаждённого Ленинграда в пулемётную роту. Бои были долгие, тяжёлые и кровопролитные.

Но в своих письмах в родную деревню он писал о будущей победе, солдатском быте, своих боевых товарищах, жалел больную маму, справлялся о сёстрах, вспоминал родные места. Таких писем с фронта было девять. А десятым было письмо от однополчанина, в котором сообщалось, что 2 сентября 1942 года после продолжительного боя Николая Анатольевича Камышова не оказалось ни среди убитых, ни среди раненых – он пропал без вести. Официальное подтверждение этому пришло в декабре 1942 года.

Его мама Евгения Семёновна умерла в возрасте 94 лет, так и не дождавшись возвращения своего сына с войны.

В её старом сундучке сохранились те девять писем, которые Николай прислал с фронта. Эти письма в чернильных разводах от слёз, что над ними пролили его близкие, мы бережно храним как бесценную реликвию до сих пор.

Прошли годы, мой отец, Вадим Анатольевич Гужев, написал стихотворение «Пропавший без вести» – оно об этом!..

Мы не знаем, при каких обстоятельствах, под каким населённым пунктом погиб Николай, мы не знаем, в какой земле лежат его останки, но память о нём жива в нашей семье долгие-долгие годы. Для нас он Герой, который двадцатилетним погиб за нашу великую Родину!

Пропавший без вести

Его никто к наградам не представил –
пропавшим без вести награды не нужны!
Он на земле родным своим оставил
лишь девять писем, присланных с войны.

 

Листочки в клетку с почерком упрямым
в тыл доставлялись почтой полевой.
И в каждом «треугольнике» для мамы,
он сообщал в начале, что живой.

 

Потом гордился вырытой землянкой,
придуманным из гильзы фитильком,
и тем, что хлеба в день дают почти буханку,
и то, что балуют немного сахарком.

Просил простить, что письма редко пишет,
что сняться в форме вновь не удалось.
Жалел о том, что летом спелых вишен
в родном саду отведать не пришлось.

Писал, что он с победой возвратится,
на радость всем девчонкам и родне,
в свой старый дом, который часто снится
все эти месяцы, пока он на войне…

И стал бы он, наверное, героем,
когда бы в этом аде уцелел…
Да вот письмо перед последним боем
он дописать для мамы не успел...

Его никто к награде не представил.
Теперь ему награды не нужны...
Как ордена, родным своим оставил
он девять писем, присланных с войны!

Подготовила Анна Светлова