Ульяновская область не развивается, а выживает. К 76-летию региона

Кто-то может побаловать себя заморскими фруктами, а кому-то приходится довольствоваться только картошкой. © / Коллаж АиФ

19 января Ульяновской области «стукнет» 76 лет. Дата некруглая, зато дающая повод поговорить об итогах года предыдущего, юбилейного.

   
   

В десятке самых бедных

Согласно результатам опроса на сайте ul.aif.ru 2018 год больше всего запомнился ульяновцам повышением пенсионного возраста (так ответили 46% респондентов), коррупционным скандалом в региональном Минздраве (23%) и событиями в личной жизни (13%). Всё остальное, включая переименование площадей, футбольный чемпионат и выборы в ЗСО, столь яркого впечатления на жителей не произвело – так, поговорили пару дней и забыли.

В целом же жизнь в регионе не сахар – доходы падают (об этом мы писали в прошлом номере), население сокращается, да и вхождение областного центра в десятку самых бедных городов страны оптимизма не добавляет. Поясним: по результатам исследования, проведённого Финансовым университетом при Правительстве РФ, Ульяновск занял «почётное» восьмое место в рейтинге худших городов России по качеству жизни. Бедственное положение области подтверждают и данные агентства «РИА Рейтинг». Так, по уровню заработной платы мы занимаем 55-е место в стране, причём 33,4% работников получают меньше 15 тысяч в месяц. Отсюда и высокая закредитованность – по этому показателю мы замыкаем «лидирующую» десятку.

Понятно, что в таких условиях не до жиру – пришлось отказаться даже от вредных привычек: в рейтинге отсутствия таковых наш регион стал 11-м, а в национальном рейтинге трезвости (составляется в рамках проекта «Трезвая Россия») с 39-й позиции поднялся на 25-ю. Скромные материальные возможности ульяновцы научились компенсировать богатой духовной жизнью (а что ещё остаётся) – по вовлечённости населения в православную культуру наш регион занимает 11-е место.

Выживание и расслоение

Эксперты предупреждают: в сложившейся ситуации ждать какого-то рывка бессмысленно.

– Посмотрите, какая в Ульяновской области чехарда с кадрами – у нас названия и структура министерств меняются два-три раза в год. Всё это декорации, имитация деятельности, – считает профессор, доктор политических наук Нина Дергунова. – Есть такой показатель – валовой региональный продукт на душу населения. Так вот, в 2008 году на одного жителя в Ульяновской области было произведено продукции на 8000 долларов, в 2010-м – на 4700, в 2016-м – на 3900. Хочется, чтобы эта тенденция была разрушена, чтобы производство пошло в рост, но для этого нужно принципиально иное качество политического и производственного управления. Пока же большая часть наших предприятий вместо вопросов развития вынуждена решать вопросы выживания.

Руководитель Центра стратегических исследований Олег Асмус главные проблемы области видит в другом:

   
   

– Хотя итоги 2018 года официально ещё не подводились, у меня есть уверенность, что регион в очередной раз покажет небольшой рост производства, установит рекорд по вводу жилья и т.п. А вот что действительно, на мой взгляд, является проблемой, так это высокое расслоение общества по уровню доходов: около 30% граждан живёт достаточно богато, около 20% – бедно. Также существуют серьёзные различия в уровне развития муниципальных образований.

Не самые простые времена переживает и ульяновский бизнес.

– В связи с повышением НДС на 2% предпринимателям придётся поднять цены на 15-20% или нести убытки, – говорит председатель регионального отделения «Опоры России» Николай Солодовников. – Значительный урон будет нанесён собственникам торговой и офисной недвижимости: за помещение площадью больше 150 «квадратов» в 2018 году придётся заплатить налог в размере 0,7% от его кадастровой стоимости, в 2019 – 1,4%, в 2020 – 2%. Нагрузка ложится такая, что предпринимателям нужно работать три месяца, чтобы весь этот налог выплатить! Что касается региональной власти, то она нас, как правило, слушает и периодически слышит – в отличие от власти муниципальной. Например, решая вопросы с нестационарными торговыми объектами, к мнению предпринимательского сообщества никто не прислушивается. А эти требования к благоустройству: сам магазин имеет площадь 20 квадратных метров, а облагораживать территорию должен на площади 100 «квадратов»!