Проходила 9 апреля мимо кинотеатра «Родина»: вокруг - забор, полздания - в руинах... Вы же писали, что архитекторы выступили против сноса и даже создали петицию, которую поддержали сотни горожан (№9 от 3.03.2021). Неужели власти их не услышали?
В. Ларионова, Железнодорожный район
Вы правы - не услышали. 6 апреля территорию кинотеатра обнесли забором, а ещё через пару дней экскаватор приступил к сносу. Впрочем, по документам, это никакой не снос, а «реконструкция». Да ещё и в рамках программы «Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия» (да-да, в паспорте объекта, водружённом поверх забора, так и написано).
Почему людей не услышали?
Если вы не в курсе событий, напомним: здание, построенное в 1950-х годах в стиле сталинского ампира, приговорили к высшей мере лишь потому, что коллектив разместившегося там «Небольшого театра» решил, что ему тесно. Чиновники приняли этот факт во внимание и вместо того, чтобы подыскать для труппы новый дом или соорудить его на новой площадке, постановили прежнее здание снести, а на его месте воздвигнуть новое – в 10 раз больше. От проекта, получившего одобрение чиновников, архитекторы пришли в ужас, как, впрочем, и от затеи расправиться с «Родиной». За сохранение здания, с которым у нескольких поколений ульяновцев связаны самые светлые воспоминания, на различных интернет-площадках выступили сотни горожан: краеведы, художники, журналисты, общественники, просто неравнодушные жители... Теперь все они знают, что власть предержащим их мнения - до лампочки.
На обращение зодчих глава минкульта Евгения Сидорова ответила, что здание не является объектом культурного наследия, а новый проект соответствует нормам законодательства и функциональным задачам театра. А если есть какие-то претензии к фасаду, то так уж и быть, - можете вносить предложения (главное, без увеличения проектной стоимости).
«Это насмешка, - комментирует документ архитектор Валерий Балтабаев. – Эти люди, очевидно, не знают (или не хотят знать), что даже самое незначительное изменение в фасадах архитектурного проекта неизбежно влечёт за собой цепочку переделок, которые стоят денег».
Чья ошибка?
«Очень жаль, что власть не пошла на контакт и совершила очередную градостроительную ошибку, - говорит архитектор Олег Владимиров. - И меня очень возмущает тот факт, что чиновники всю ответственность за происходящее перекладывают на нас, архитекторов – раз мы не заявились на конкурс проектов, то нечего и других критиковать. Отнюдь – лет семь – десять назад моя мастерская делала предпроектную проработку реконструкции театра – здание сохранялось, слева и справа пристраивались два блока. Почему не рассмотрели такой вариант? Видимо, потому, что аппетиты с тех пор выросли – решили отжать участок по максимуму, а то, что мешает, уничтожить».
Краевед Сергей Петров, пришедший проводить «Родину» в последний путь, тоже возмущения не скрывает:
«У нас застраивается Набережная Свияги: жилых домов полно, а учреждений культуры нет - там бы новый театр и строили, а «Родину» отдали ли бы под клуб. И потом - если возведение здания обойдется в 500 миллионов, то представьте, сколько потребуется средств в его оснащение и содержание! Откуда деньги брать - опять из бюджета! И это при том, что на нормальный ремонт художественного музея, где хранятся бесценные произведения искусства, средств не хватает - два года ремонтировали, а один зал до сих пор закрыт, потому что там все протекает».
Но возмущайся – не возмущайся, а процесс запущен. За пару недель здание снесут, а на его месте начнётся возведение четырёхэтажного «шедевра», похожего на всё, что угодно, только не на храм искусства. Планируется, что труппа «Небольшого» переберётся сюда в 2023 году, пока же артисты будут квартировать в ТЦ «Пушкарёвское кольцо» и гастролировать по районам области.