Почему Ульяновск пополз?

Работы по ликвидации оползня начались буквально 5 апреля. © / Администрация города Ульяновска

Сможет ли Ульяновск самостоятельно справиться с этой бедой? СМИ сообщают, что волжские склоны ползут в разных частях города. Почему для  строительства Симбирска выбрано такое неудачное место?

   
   

Л. Полякова, Ульяновск

Дело Хитрово

«АиФ» еще две недели назад (№15 за 13.04) цитировал утверждение краеведа Ивана Сивопляса, что оползни для наших мест – дело обычное. Первый крупный оползень  случился спустя 76 лет со дня основания города. И потом они происходили регулярно – в 1743, 1785, 1866, 1868 годах, в период с 1877 до 1902 год было целых десять крупных разрушительных оползней. И в советский период они неоднократно «зачищали» волжский склон.  Кстати, Оползень 1915 года, например,  вошёл в историю, разрушив  опоры строящегося железнодорожного моста через Волгу.

Эту проблему под город заложил окольничий Богдан Хитрово. Основывая крепость, из которой потом вырос Симбирск, он специально выбрал место со сложным рельефом. Овраги и обрывы были лучшим препятствием  для набегов вражеской конницы. 

Кстати
Оползень 1915 года, например, вошёл в историю, разрушив опоры строящегося железнодорожного моста через Волгу.

В 2016 году волжские склоны поползли сразу в нескольких местах – сначала «поехала» грузовая «восьмерка», потом стало известно, что тронулся склон под филармонией, на улице Любови Шевцовой на склоне Милановского зафиксирован обвал грунта на площади 950 квадратных метров.

Железнодорожный район  живет в режиме ЧС с 5 апреля, когда  на грузовой «восьмерке» спуска Степана Разина обрушилось дорожное полотно. Проезд по грузовой «восьмерке» закрыт. Дорожные службы в круглосуточном режиме вывозят грунт с языка оползня. Предпринимаются все меры, чтобы не допустить грунт до железной дороги.

   
   

Нужна независимая экспертиза

Экспертная группа, в которую вошли руководители институтов «Ульяновск ТИСИЗ», «Гипрокоммунстрой» и «Гражданпроект», изучив ситуацию на Волжском косогоре, дала предварительное заключение, что оползень пришёл в движение из-за перенасыщения влагой грунта. Но власть поставила задачу досконально выяснить причины произошедшего, оценить дальнейшие угрозы склону и разработать мероприятия по противодействию оползневой опасности. В первый же день, когда тронулся грунт на грузовой «восьмёрке», врио губернатора Ульяновской области Сергей Морозов сказал о необходимости  независимой экспертизы и провёл предварительные переговоры с депутатами Государственной думы Вячеславом Третьяком и Вадимом Харловым, руководством МЧС.

Справка «АиФ»
На фасады высотных домов № 9, 15 и 44 по ул. Минаева на¬клеены светоотражающие эле-менты, по которым специали¬сты определят геодезическую обстановку.
Такая консолидация сил необходима, потому что средства  для устранения последствий оползня на грузовой «восьмерке»  слишком велики для  региона. Тем более что в РФ существует федеральная программа по берегоукреплению.

- В семидесятые годы был составлен проект противооползневых мероприятий, и из него только на 70% были выполнены строительно-монтажные работы, - говорит депутат регионального Заксобрания Владимир Камеко. -  Наша задача - объединиться, чтобы решить эту старую проблему. Только безответственные политики могут будоражить народ и спекулировать на беде, которая обрушилась на  Ульяновскую область.

На прошлой неделе на заседании ЗС области председатель Общественной палаты Тамара Девяткина сообщила, что будет сформирована рабочая группа с участием независимых экспертов федерального и регионального уровня, представителей от фракций политических партий в Законодательном собрании области. Затем будет выбран авторитетный независимый институт, который и проведет экспертизу причин возникновения чрезвычайной ситуации на волжском склоне.

Эстакада вместо «восьмёрки»

Пока для проезда к Императорскому мосту осталась только легковая «восьмёрка». Для снижения нагрузки грузовой транспорт от Речного порта будут отправлять к улице Локомотивной. А на легковой восьмерке сделали кольцевую разметку. К 1 июня отремонтируют пешеходную лестницу со стороны улицы Кирова, по которой можно будет пройти  на пляж.

Цифры и факты
Чтобы положить конец оползням, предлагают построить поверхностный водоотвод и коллектор с внешним диаметром 2,5 м, который будет собирать поверхностные и подземные воды. Работы оцениваются в 2,8 млрд руб.

Судьба разрушенной  грузовой «восьмерки» пока окончательно не решена. Но есть предложения. Так, директор ЗАО «Институт Гипротрансмост-Ульяновск» Сергей Чурбаков считает оптимальным вариант с возведением эстакады. По его словам, этому строительству оползень не помешает, а сваи диаметром 60 сантиметров войдут в глубокие слои глины и не будут зависеть от подвижек грунта. Для возведения эстакады потребуется 450 миллионов рублей. Если решение будет принято, то эстакаду построят уже к 2018 году. 

25 апреля на заседании городской КЧС ответственные лица доложили главе Ульяновска Сергею Панчину, что, несмотря на дожди,  на оползне Милановского, спуске Минаева и других участках Волжского косогора новых обвалов и серьёзных подвижек грунта не произошло.

Мнение эксперта

Все склоны такие

Генеральный директор Ульяновского треста  инженерно-строительных изысканий  ЗАО "Ульяновск ТИСИЗ" Сергей  Трибунский:

- Оползневой склон не только у грузовой «восьмёрки». В Улья­новской области весь правобережный склон Волги является таковым. И не только. К таковым относится и правобережье долины Свияги как в пределах Ульяновска, так и ниже по течению реки. Оползень может образовываться прежде всего на склоне, при наличии грунтов (горных по­род), способных образовывать оползни. В нашем случае это глинистые грунты, способные при водонасыщении превра­щаться в легкоподвижную (те­кучую) массу. На устойчивость грунтов оказывает влияние и множество других факторов, как экзогенных, так и техногенных. Апрельский оползень этого года пришёл в движение из-за перенасыщения грунта влагой. Непредсказуемо, где и когда это произойдёт в следующий раз. При водонасыщении грун­та увеличивается вес земляных масс, меняется их консистен­ция, увеличивается гидроста­тическое и гидродинамическое давление. Оползень происхо­дит, когда сила тяжести пре­вышает сопротивление грунта разрушению.

Мнение жителя

Страшно, но нам помогают

Шавкат Сахибов, житель дома по спуску Минаева, 22 :

- Конечно, страшно, когда наблюдаешь такое мощное природное явление. Особенно, если оно совсем рядом от твоего дома. В считаные дни сползла такая мощная дорога. Я знаю, что многие мои соседи  хотели бы  уехать из этой оползневой зоны, потому что наша сторона склона всё-таки остаётся в зоне риска.

Администрация города и района  обследует наши дома, проявляет большое внимание. В пристрое моего дома отошла бетонная стенка. Специалисты  наклеили сигнальные ленты, теперь  будут наблюдать. Мне предлагали на время переехать в гостиницу, если я боюсь оставаться в доме. Но я решил остаться.  Знаю, что в правительстве обсуждаются меры адресной помощи. Можно, конечно, и переехать отсюда, если дадут жильё. Но хорошо, если есть возможность помочь в восстановлении. Нужно сделать контрфорсы, металлическую обвязку, усилить фундамент.

Мнение власти

Это проблема федерального масштаба

Оползни нередко случаются по всему волжскому берегу от Нижнего Новгорода до Саратова.

-  Нам наиболее заметные проблемы стихия принесла в 1915 и в 1959 году, когда на месте современной грузовой «восьмерки» случился оползень, еще более мощный, чем сегодня.

К сожалению, тогда так и не были доведены до конца укрепление склона, установка и монтаж дренажных систем. Спроектирована, но не построена вдоль дороги специальная двухсотметровая защитная дамба.

Новый оползень - очень серьезное и тревожное событие. 14 апреля мы провели заседание аграрного комитета, на который пригласили главу администрации города Ульяновска Алексея Гаева. Мы приняли решение в экстренном порядке вынести на заседание Законодательного Собрания обращение к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, фракция «Единая Россия» нас единогласно поддержала. В обращении мы указали, что на восстановительные работы требуется, по предварительному заключению экспертов, около четырех миллиардов рублей – для регионального бюджета это неподъемная сумма.

В тот же день, 14 апреля, врио Губернатора Ульяновской области Сергей Морозов и Председатель Законодательного Собрания Анатолий Бакаев уже были в Москве, где обсудили проблему с министром МЧС Владимиром Пучковым и депутатами Государственной Думы РФ от Ульяновской области.

Мы считаем, что проблема имеет федеральный характер: масштаб бедствия очень большой, появилась угроза железной дороге. Если бы не оперативные действия властей, могли бы возникнуть транспортные проблемы и у речного порта.

Предполагается, что независимую экспертизу осуществит московский Институт геоэкологии им. Е.М. Сергеева Российской академии наук, который занимается проблемами геолокации и является авторитетнейшим в стране.

Виктор Антипов,  председатель комитета ЗС Ульяновской области по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды.

 

Смотрите также: