В интернате живут люди с хроническими заболеваниями нервной системы. В этом году персонал и обитатели интерната находятся в состоянии постоянной «боевой готовности»: из-за засухи участились лесные пожары. Инвалиды помогали тушить возгорания. Они вообще любят помогать другим - те, кто в состоянии. В предпоследний день лета беда пришла в интернат. Санитарка Галина Титова в тот день, как обычно, приняла дежурство. Вечером ничто не предвещало несчастья. Галина проверила по списку: все 47 обеспечиваемых разошлись по палатам.
«Горим!»
Двери в корпусах на ночь закрываются изнутри. Около трех часов ночи Галина услышала голос Ильдара Бигбаева: «Тёть-Галь, там зарево. Может, пожар?». Дальше всё было, словно во сне.
- Я выбежала в коридор, - вспоминает Галина. - Точно! Горим!
В эту ночь в медпункте дежурила Людмила Саранцева. Она тоже увидела огонь, вызвала пожарных, сообщила директору.
Галина даже сама не поняла, как у неё в руках сразу оказался список обеспечиваемых. Страха не было. Она будила инвалидов (слава Богу, все лежачие находились в другом корпусе!), провожала их к выходу, передавала их с рук на руки санитаркам из других корпусов и возвращалась в охваченный огнём дом.
- Сами подопечные тоже будили друг друга, помогали выходить, - вспоминает Галина. - Всё происходило очень оперативно. Некоторые инвалиды волокли за собой кровати. У них такая мысль: нужно спасать вещи. Потом я проверила по списку, всех ли вывели. Они стояли на крылечке, некоторые плакали. Вдруг три человека кинулись назад в корпус за вещами. Тут как раз подоспел директор, Николай Степанович Артамонов, он их буквально вышвырнул на улицу, потом разбил стекло и попытался сбить огонь. Я огнетушители по две штуки бросала ему. Горел угол. Потом огонь резко вверх пошёл. Занялась крыша.
Спустя примерно полчаса с начала пожара на место прибыли пять пожарных машин - две из Базарного Сызгана, одна - из Барышского, района и еще две - из расположенной неподалеку военной части. Локализовать возгорание удалось примерно через час. Ещё через час пожар потушили окончательно. Здание сильно обгорело с одной стороны. Когда всё закончилось, Галина разрыдалась. Слёзы текли по щекам, она не могла остановиться. По мнению пожарных, причиной пожара был поджог. Следственные органы возбудили уголовное дело.
Без права на сон
Галина ездит на работу за 18 километров из посёлка Неклюдово. Дежурит сутки через трое - без права на сон.
- Поначалу было очень тяжело морально, - говорит она. - Теперь привыкла. Наши подопечные нас мамками зовут. «Вот мамка моя пришла!» - бегут, радуются. Бывает, рассердятся, а ласковое слово скажешь, успокаиваются. Мне с ними легко было работать, они помогают, потом ждут похвалы: «Тёть-Галь, я ведь молодец?». Похвалишь, они потом счастливые ходят, спрашивают, чем ещё помочь.
После пожара 30 человек планируется переселить в другие интернаты.
- Только бы наш не закрыли! - переживает Галина. - Работать больше негде. Когда начался пожар, я не испугалась. Даже мобилизовалась как-то. Я думала: мне нужно их спасти. Нельзя допустить, чтобы люди погибли. Имейте в виду: подвиг я не совершила. Это сделал бы любой другой человек на моём месте. И еще - очень хороший у нас директор. Николай Степанович меня просто воскрылял. Мы друг друга понимали в этом огне. И все, кто рядом живёт, прибежали, разворачивали шланги, таскали помпы, спасали нас.
Директор интерната Николай Артамонов уже подготовил приказ, в котором выразил благодарность медсестрам и санитаркам, оказавшим содействие в тушении пожара.
ГУ МЧС по Ульяновской области приняло решение о представлении Галины Титовой к ведомственной награде.
Смотрите также:
- Симбирянка Светлана Цемошевич победила свое прошлое →
- Особое счастье Геннадия Шишова →
- Двадцать лет спустя →