Нужны ли Ульяновску старые деревянные дома - объекты культурного наследия?

Снаружи дом выглядит крепким, но внутри - разруха. © / Татьяна Захарычева / АиФ

Опрос на эту тему «АиФ» разместил на своем сайте ul.aif.ru после того, как в распоряжение редакции попало апелляционное определение суда по поводу одного такого жилого дома – по ул. Красноармейской, 33. 

   
   

Обязали…

На доме по ул. Красноармейской,33 висит табличка: «Памятник истории и культуры регионального значения… подлежит государственной охране. Лица, причинившие вред объекту, несут уголовную, административную и иную ответственность». Летом 2014 года региональное министерство искусства и культурной политики через суд вручило его жильцам охранное обязательство, которое возлагает на них ту самую ответственность. Охрана-то, по закону, государственная, но расходы на содержание и ремонт оплачивает собственник.

- Наша задача – следить, чтобы при реставрационных работах не было отклонения от первоначального проекта, - поясняет роль государства в этом деле руководитель департамента культурного наследия  Шарпудин Хаутиев.

Кстати
30 миллионов рублей стоит капитальный ремонт одного дома.
Дом по Красноармейской,33 был построен в 1913 (по другим данным – в 1903-м) году, единственный раз капитально ремонтировался в 1975-м. И спустя 24 года после этого, в 1999 году, ему придали статус «вновь выявленного памятника истории и культуры». С тех пор минуло еще 17 лет, и чтобы сейчас привести в порядок здание, нужно 30 млн рублей. Эта цифра стоит под длинным перечнем необходимых работ  в Заключении Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

- Большинство собственников приватизировали квартиры  в этом доме после 2006 года. Прежде чем перекладывать на них ответственность по сохранению объекта культурного наследия, бывший наймодатель  (орган государственной власти или орган местного самоуправления) должен был привести его в надлежащее состояние. Но этого не произошло, - говорит юрист общественной организации по защите прав потребителей «Успех» Оксана Харькова. – Мы помогли жильцам дома добиться решения суда, которое обязало администрацию Ульяновска провести капитальный ремонт здания. Юристы администрации  подали на него апелляционную жалобу, но судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда оставила решение в силе. Теперь жители напишут  в Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области с просьбой снять охранное обязательство, так как ремонт дома обязана делать администрация Ульяновска.

Это тупик

Около 400 жилых домов (не памятников, а вообще) город должен капитально отремонтировать по решениям судов. Цена вопроса – свыше миллиарда рублей. Денег в казне хронически не хватает, поэтому до сих пор не исполнены решения судов шестилетней давности. Приставы назначают штрафы, которые ложатся дополнительным бременем на бюджет. И все это по нарастающей. Так что, победив в суде, жильцы дома по Красноармейской,33 могут отказаться от охранного обязательства, но качество жизни в «памятнике» от этого вряд ли изменится.

В перечне ульяновских объектов культурного наследия (деревянное зодчество), размещенных на сайте Департамента по культурному наследию - 80 домов. Большинство из них – в центре города и в весьма жалком состоянии. Часть так или иначе связана с именами известных симбирян, но многие отмечены просто как «жилой дом конца XIX» или  «…начала XХ столетия».

   
   

На вопрос – оправданно все эти дома занимают место в перечне объектов культурного наследия  -  Шарпудин Хаутиев отвечает:

– Решение принимали эксперты государственной историко-культурной экспертизы, опираясь на определенные критерии.

В большинстве жилых домов, имеющих статус объекта культурного наследия, давно  утрачены изразцовые печи, дубовые полы, резные наличники и прочий декор, но статус сохранился, а значит, - и особые требования к ремонту и реставрационным работам, плюс ответственность. Собственникам  такие расходы не потянуть, даже если государство возместит им 50% расходов. Такая госпрограмма существует, но нужен серьезный проект и договор придется заключать с серьезной организацией, а это недешево.

– В европейских странах такие дома сохраняют, потому что там более мягкие требования, допускаются  значительные переделки при реставрации, но при условии, что сохраняется дух времени, - говорит архитектор Олег Владимиров. У нас все жестко, хотя во многом это оправданно, потому что российские собственники таких зданий часто руководствуются исключительно меркантильными интересами. Ситуация, на мой взгляд, тупиковая.

Мнение горожан отчасти отразил опрос на сайте редакции. Он показывает, что большинство всё-таки трепетно относятся к симбирским деревянным домам, считают, что сохранять надо, хотя бы лучшие из них.