Первая порция майских праздников прошла в регионе относительно спокойно, но одно громкое происшествие всё-таки было. В День весны и труда в центре Ульяновска вспыхнуло старинное здание, и не просто старинное - объект культурного наследия муниципального значения.
Самое ценное пламя не тронуло
«Жилой дом конца XIX века», расположенный по адресу улица Александра Матросова, 9, последние годы переживал нелучшие времена - размещавшийся здесь дневной стационар госпиталя ветеранов войн съехал ещё в 2011-м, с тех пор здание пустовало, а его некогда роскошный фасад с причудливой резной отделкой скрывался от глаз людских за забором. Оно и понятно: заброшка - объект опасный, а рядом - лицей №2.
На то, чтобы справиться с огнём, пожарным потребовалось несколько часов. Причину ЧП на следующий день озвучил начальник МБУ «Управление гражданской защиты» Андрей Тамбовский, выступая на заседании штаба по комплексному развитию города. По его словам, строение подожгли. Обошлось без погибших и пострадавших, но старинное здание получило серьёзные повреждения - шутка ли, огонь бушевал на площади 200 квадратных метров! Но есть и хорошая новость - самое ценное, что было в доме, плямя не тронуло.
«Несмотря на достаточно сильный пожар, главный предмет охраны здания - камин и лепной декор на потолке первого этажа - не пострадали», - сообщил заместитель начальника регионального управления по охране объектов культурного наследия Евгений Сизоненко, пояснив также, что повреждение здания не является основанием для исключения его из реестра культурного наследия, так что если поджигатели преследовали такую цель, то они просчитались.
К слову, уничтожение архитектуры ушедших эпох посредством поджогов - практика в России достаточно распростанённая: а как еще освободить лакомое местечко, если руки чешутся возвести здесь очередную высотку или торговый центр? Применительно в объектам культурного наследия такая схема не работает, о чём и намекнул Сизоненко: такие здания, даже если они сгорели дотла, по закону подлежат восстановлению.
Судьба старинного дома на улице Матросова являет собой яркую иллюстрацию положения дел с охраной культурного наследия в регионе: богатое прошлое, плачевное настоящее, туманное будущее.
В 2020 году историю здания широкой общественности поведал краевед Сергей Падерин. До революции дом в Беляевском переулке (так в то время назывался этот уголок Симбирска) принадлежал дворянам Горсткиным и Корольковым, с приходом советской власти усадьба превратилась в общежитие, а в 1940-1960-х здание занимал областной комитет Красного Креста. Стационар госпиталя ветеранов (гериатрический центр) открылся здесь в начале 1993 года и функционировал 18 лет. Потом здание признали аварийным, а стационар перенесли - тогда казалось, что на время. На первых порах всерьёз говорилось о реконструкции здания и возвращении сюда дневного стационара, даже дата называлась - 2013 год. Увы, дальше разговоров и обследования дома дело не пошло: ремонт исторического здания региону был не по карману, да и после «уплотнения» лечебного учреждения эти площади оказались ему не нужны.
Болезненная тема
Сохранение архитектурного наследия - тема для региона болезненная. Далеко ходить необязательно — можно просто прогуляться по центру: на магазине сельхозорудий Юргенса (том самом, что примыкает к Дому Гончарова с улицы Ленина) истлела даже тряпка, стыдливо прикрывающая фасад, на здание филармонии без слёз не взглянешь, кадетский корпус вроде бы и держится молодцом, но давайте присмотримся: вот окна на втором этаже выбиты, вот на первом — забиты досками...
Разговоры о спасении архитектурных шедевров не утихают много лет, но самим шедеврам от этого ни холодно, ни жарко — они как разрушались, так и продолжают разрушаться. Впрочем, власти не теряют надежды ситуацию исправить. 22 апреля на заседании штаба по комплексному развитию региона губернатор Алексей Русских дал поручение заместителю председателя областного правительства Игорю Егорову разработать масштабную программу по спасению культурного наследия.
«На начало текущего года на территории региона насчитывалось 956 зданий и сооружений, входящих в государственный реестр объектов культурного наследия, понятно, состояние многих из них оставляет желать лучшего - рассказал зампред. - Как только я приступил к работе над программой, первое, чем мы занялись с коллегами, это подробнейшая инвентаризация того, что у нас есть. Думаю, что во второй половине этого года данная работа будет завершена. При этом надо понимать: всё, что связано с объектами культурного наследия — это очень большие деньги. Если брать такие проблемные здания, как магазин Юргенса, филармония и кадетский корпус (а их восстановление, по мнению экспертного сообщества, имеет первостепенное значение), то на спасение каждого из них потребуются сотни миллионов рублей. Другие объекты (здание министерства культуры, дом дружбы народов), также остро нуждающиеся в реставрации, потребуют вложений в десятки миллионов. Решить проблему можно будет только общими усилиями — вкладывая средства из федерального, регионального и местных бюджетов, а также привлекая деньги из частного сектора. В программе эти моменты также будут предусмотрены».