Куда податься потребителю?

Лариса Щербинина / АиФ

Хотя считается, что в условиях свободного рынка качество становится ключом к успеху в деятельности любого предприятия, любой отрасли. День качества был 10 ноября. Кто-нибудь слышал об этом хоть чтото? А раньше День качества был широким резонансным событием. Госстандарт организовывал выставки качественных и некачественных товаров. Теперь нет ничего, хотя вопросы качества по-прежнему волнуют всех. Возьмём хотя бы сыр. Много говорят о том, что производство сыра на территории России увеличилось. Но ведь производство молока осталось неизменным, его экспорт – тоже. Зато увеличился экспорт пальмового масла. Вопрос: из чего делают сыр? Почему Госстандарт нам ничего по этому поводу не рассказывает?    
   

Вся система защиты прав потребителей постепенно трансформируется. Государственной, пожалуй, уже нет. Недавно читал переписку прокуратуры, Роспотребнадзора и Жилищной инспекции (Главная государственная инспекция регионального надзора). Все три ведомства отписывали жалобу потребителя по поводу качества жилищно-коммунальных услуг друг другу, а в итоге пришли к единому мнению, отправив потребителя в суд.

Вроде, всё верно, вопрос – в компетенции суда. Но зачем тогда все эти организации? Когда-то они занимались обобщением досудебного урегулирования дел по защите прав потребителей и судебной практики. Потом перестали в суды ходить, ограничившись надзорными функциями.

На муниципальном уровне система защиты потребителей вовсе утрачена. Попробуйте обратиться в любую администрацию – городскую или районную. Там нет не то что отдела, даже человека, который будет этим заниматься.

Что с общественными организациями? На взносы, как это предполагалось, ни одна не существует и не будет существовать. Были иностранные гранты, но их изгнали из России. Отечественный грант на областном или муниципальном уровне – это сумма от 150 до 500 тыс. рублей. Для организации – не деньги. Была задумка финансировать общественные организации из штрафов, которые изыскиваются судами в соответствии с законом о защите прав потребителей. Это работало на начальном этапе, потом суды стали уменьшать суммы штрафа. И общественные организации постепенно превратились в специализированные юридические консультации, в том числе по вопросам защиты прав потребителей.

Кто у нас сегодня на коне? Однозначно – телевидение с программами «Контрольная закупка» и иже с ними. То есть дело превратилось в шоу. Нам убедительно показывают – что (!) мы едим. А качество продукции от этого улучшилось?

   
   

Произошли системные сбои в сфере защиты прав потребителей. Реальную защиту подменили красивыми картинками.

Григорий Калёнов, адвокат

Смотрите также: