Вся система защиты прав потребителей постепенно трансформируется. Государственной, пожалуй, уже нет. Недавно читал переписку прокуратуры, Роспотребнадзора и Жилищной инспекции (Главная государственная инспекция регионального надзора). Все три ведомства отписывали жалобу потребителя по поводу качества жилищно-коммунальных услуг друг другу, а в итоге пришли к единому мнению, отправив потребителя в суд.
Вроде, всё верно, вопрос – в компетенции суда. Но зачем тогда все эти организации? Когда-то они занимались обобщением досудебного урегулирования дел по защите прав потребителей и судебной практики. Потом перестали в суды ходить, ограничившись надзорными функциями.
На муниципальном уровне система защиты потребителей вовсе утрачена. Попробуйте обратиться в любую администрацию – городскую или районную. Там нет не то что отдела, даже человека, который будет этим заниматься.
Что с общественными организациями? На взносы, как это предполагалось, ни одна не существует и не будет существовать. Были иностранные гранты, но их изгнали из России. Отечественный грант на областном или муниципальном уровне – это сумма от 150 до 500 тыс. рублей. Для организации – не деньги. Была задумка финансировать общественные организации из штрафов, которые изыскиваются судами в соответствии с законом о защите прав потребителей. Это работало на начальном этапе, потом суды стали уменьшать суммы штрафа. И общественные организации постепенно превратились в специализированные юридические консультации, в том числе по вопросам защиты прав потребителей.
Кто у нас сегодня на коне? Однозначно – телевидение с программами «Контрольная закупка» и иже с ними. То есть дело превратилось в шоу. Нам убедительно показывают – что (!) мы едим. А качество продукции от этого улучшилось?
Произошли системные сбои в сфере защиты прав потребителей. Реальную защиту подменили красивыми картинками.
Григорий Калёнов, адвокат
Смотрите также:
- ... Можно приносить в ресторан спиртные напитки, которых нет в ассортименте? →
- Десертификация всей страны →
- Каждый из нас потребитель →