В Ульяновске состоялся градосовет

Фото: flickr.com

Правда, решение по большинству вопросов (включая вышеназванные) отложено до лучших времен. Тем не менее, само их озвучивание затрагивает существенные моменты в жизни города.

   
   

Итак, самые интересные, на взгляд автора, моменты.

Треть «Искры»

Известно, что производство на заводе «Искра» ныне сосредоточено лишь в одном из корпусов, составляющих своеобразный трилистник бывшего заводского комплекса. Именно этот корпус (он «смотрит» своим торцом на запад) остается на балансе оборонного ведомства, на которое и работает предприятие. Два других корпуса ныне принадлежат различным коммерческим структурам. Тот, который расположен вдоль проспекта Наримановав северном направлении, его хозяева предполагают переделать в нечто офисно-административное.

На прошедшем в пятницу градостроительном совете речь шла о третьем корпусе, который выходит торцевой частью на юго-восток, то есть на угол проспекта Нариманова и улицы Репина – именно на нем проезжающие и проходящие могут видеть голубой силуэт снятого некогда с заводской стены советского герба. Этот корпус, по мнению нынешних владельцев недвижимости, идеально подходит под торговый центр. Высокие этажи, огромные площади под парковку… Да что там говорить, у города есть весьма удачный опыт переделки заводских корпусов под торговые площади.

Таким, возможно, будет один из корпусов «Искры»

(проект). Фото автора.

 Проект, представленный его автором Сергеем Кангро на суд членов градосовета, предполагал, естественно, замену всех стекол, облицовку каркаса и рам современным декоративным материалом, что сделает торцевой фасад белоснежным. Будут лифты и эскалаторы. На первом этаже – продуктовый супермаркет, остальные трибудут сдаваться разным арендаторам под торговлю промышленными и прочими непродовольственными товарами. Условие заказчика - герб СССР должен появиться на своем старом месте. Такое нынче время: «капиталистические акулы» с удовольствием используютсоветскую символику, ибо народ усиленно ностальгирует по прошлому. И это тоже товар.

Градосовет во главе с и.о. министра строительства Татьяной Тарасовой не стал рассматривать проект в виду того, что он был представлен сюда, минуя основополагающий этап – согласование с совладельцами триединого здания. Сначала его должны одобрить Минобороны как владелец одного из корпусов и соседняя коммерческая компания как владелец другого. Все это должно быть сделано до следующего градосовета, тогда и будет рассматриваться сам проект по существу.

Как гаражи стали памятником

А вот проект соседнего с «Искрой» сооружения после обсуждений, с замечаниями – но все же был принят. Если ехать далее на север по Нариманова, то сразу за «Искрой» находится недостроенный серый бетонный многоэтажный корпус. Одна из компаний намерена устроить в нем бизнес-центр под вывеской «Greencentre».

   
   

- Почему по-английски? Мы в России живем! – возмутилась одна из присутствующих.

На месте серого недостроя – красотища!

(проект). Фото автора.

 Представитель фирмы сказал, что это бренд компании, и менять его он не будет. Можно, если на то пошло – продублировать русскими буквами. Более существенное замечание – отсутствие пешеходной дорожки среди парковочной площади. Ее обещали нарисовать, и проект был принят.

На улице Крымова – почти напротив проходной «Утеса» стоит небольшой старинный двухэтажный дом под № 61. Справа и слева от него историческая застройка утрачена. Его собратья по эпохе находятся в сотне метров к юго-западу. Поэтому вокруг зданияочертили отдельную «зону строгой охраны». По недосмотрув эту зону попали вполне современные гаражи.

- Халтура «Симбирск-проекта»! – сказал кто-то из присутствующих. Татьяна Тарасова, намекнув, что, по сути это, видимо, и верно, но не надо бы уж так-то прямо...

- Я так понимаю, что теперь эти гаражи охраняются как объект культурного наследия, а значит, их хозяева не могут ничего с ними сделать - ни перепланировку, ни пристрой, ни крышу отремонтировать, ни купить-продать без особого разрешения? – уточнил суть проблемы председатель ульяновского Союза Художников Аркадий Егуткин. Другие участники градосовета все это дружно ему подтвердили. Гаражи строго охраняются от всех, включая собственных хозяев.

Границы зоны было решено изменить, вернув гаражи в современность и полное распоряжение своих владельцев, а другое предложение – соединить эту зону с зоной, очерченной вокруг других старинных зданий по улице Крымова – было отвергнуто: нет на то исторических оснований.

Монументы на марше

Два вопроса было связано с переносом памятников.

Давно уже не устраивает общественность города место нахождения памятника жертвам политических репрессий – в закутке между двумя заборами на улице Железной Дивизии, куда невоспитанные посетители соседних кафешек и шашлычных даже ходят оправляться. Брызги от проезжающего транспорта, узость окружающего тротуара, интенсивное движение, дым от шашлычной и прочая суета-маета не дают возможности полноценно собраться и возложить цветы невинноубиенным.

По мнению весьма эмоционально и ярко выступивших представителей местной организации жертв политических репрессий Александра Максина и Михаила Шостака, таким памятником люди, на которых в свое время большевистский режим навесил унизительный ярлык «врагов народа» - сегодня унижены вторично.

В свое время решение об установке памятника именно здесь было принято на том основании, что как раз в этом месте за высоким серым забором бывшего особняка Сачкова, перешедшего при Советах в ведение ОГПУ-НКВД, происходили когда-то расстрелы, а в соседнем дворе, в пристрое другого старинного здания за немецкой кирхой, располагалась тюрьма для «политических». На расстрельной стене, конечно же, должна быть мемориальная доска с рассказом о том, что здесь происходило.

Но сам памятник необходимо перенести в другое место – туда, где желающие поклониться памяти незаконно репрессированных могут сделать это спокойно и достойно. В пятницу речь шла лишь о месте размещения памятника. Масштаб и облик его тоже должны быть другими – но об этом речь должна будет пойти уже после. Пока – о месте.

Правда, нужно было что-то изобразитьв том числе и на картинках с предлагаемымиместами для памятника, поэтому примерный эскиз работы скульптора Игоря Смиркиназрители все же увидели. Кстати, по поводу последнего прозвучало много одобрительных слов профессионалов. Исключение составила оценка «представителя от народа», присутствующего в зале, который назвалэскиз «похабщиной» - видимо, из-за присутствия в комплексе памятника обнаженной фигуры, выполненной, впрочем, без излишнего натурализма. Остальные нашли монумент выразительным и лаконичным.

Один из вариантов расположения

монумента – сквер на Среднем Венце. Фото автора.

 Предлагалось три места. Первое – сквер в районе улицы Средний Венец, на невысоком холме, с которого открывается великолепный вид на Волгу. Второе – близ Спасо-Вознесенского собора и Всехсвятской церкви на улице Минаева в т.н. «новом парке Ильи Николаевича Ульянова». И третье – на Ишеевском городском кладбище.

Спросили присутствующих представителей общественности. Александр Максин сообщил, что третий вариант отвергается сразу.Первоначально общественность просила место на Новом Венце перед сельхозакадемией, но оно оказалось занятым – здесь будет памятник русскому солдату в образе конкретногочеловека – уроженца Симбирской губернии Василия Кочеткова. А из оставшихся двух предпочтительнее – у собора на Минаева. Средний Венец не подходит из-за запущенности этого места и недоступности его для остальных горожан: сюда нужно ехать или идти специально, а заезд один – по улице Рылеева. Несознательное местное население давно уже выбрало эту горку для распития спиртного с видом на великую русскую реку. Возводить здесь памятник можно лишь вместе с круглосуточным полицейским постом. Иначе – проблема не слабее нынешней.

Представитель общественности Александр Максин(слева)

и скульптор Игорь Смиркин (справа). Фото автора.

 Другое дело – собор с казачьей охраной. Да и логично - люди идут в храм и всегда могут поклониться памяти убитых и замученных.

- Не будет ли противдуховенство? – спросила председатель собрания.

Сам митрополит Прокл, по словам общественников, выслушал их мнение и благословил на отстаивание этого варианта.Так что против он не будет.

- Репрессированные принадлежали к разным конфессиям, многие были атеистами. Не может православная церковь присвоить лишь себе память о них – возразил краевед и преподаватель УлГУ Сергей Петров.

Претензия не совсем понятная. О каком присвоении речь? Мемориал репрессированным, судя по картинке – за оградой перед воротами. Его посещение не возбраняется никому – хоть трижды атеисту. Как, впрочем, и посещение самих православных храмов – надо лишь вести себя уважительно.

 

Эскиз части монумента жертвам

политических репрессий. Фото автора.

 В итоге решили, что должны быть еще варианты, а место памятника должно стать предметом всенародного обсуждения по интернету и иными способами. Решения, принятого на митинге 30 октября в день памяти жертв политических репрессий, а также благословения владыки Прокла - оказалось недостаточно.

На потом оставили и решение о переносе другого памятника. Известно, что бюст Ивана Гончарова установлен на камне, где стоял когда-то бюст Петра Столыпина. Памятник убитому реформатору был собран на деньги жителей губернии.

По мнению краеведа Сергея Петрова, а также неоднократно заявленному мнению губернатора Сергея Морозова, Столыпин должен быть возвращен на прежний свой гранитный постамент. Один из вариантов – куда приспособить имеющийся бюст Гончарова – площадь перед драмтеатром, носящим его имя. Для этого уже подбирается похожая на «столыпинскую» гранитная глыба. Но – опять загвоздка. Новый вариант решения Театральной площади еще не утвержден, а значит нельзя пока говорить и о переносе. Время торопит, возразил Петров. Сергей Морозов уже пообещал президенту Владимиру Путину, что пока не закончился год 150-летия со дня рождения Столыпина – поставить на старый «Столыпинский» камень его новый бюст. Сама скульптура уже заказана Зурабу Церетели, а, стало быть, медлить нельзя.

Аркадий Егуткин – за размещение памятника

у Спасо-Вознесенского собора. Фото автора.

 Еще до градосовета свое мнение на этот счет корреспонденту «АиФ» в Ульяновске» высказал архитектор АлександрВарюхин. О самой идее переноса он отозвался крайне отрицательно. Во-первых, «свергли» Столыпина не при большевиках, а еще при Временном правительстве. Во-вторых, уже нет тех, кто помнит бюст Столыпина. А Гончарова на этом месте помнят все горожане. Разве можно сбрасывать со счетов 95 лет? Это тоже история! К тому же совершеннейшее кощунство, по мнению архитектора, «свергать» Гончарова в год его 200-летия. В третьих, Петр Столыпин ассоциируется кроме реформ еще со «столыпинским вагоном» и «столыпинским галстуком».

Впрочем, градосовет этих возражений не услышал. АлександрВарюхин покинул собрание задолго до обсуждения этого вопроса.

Решение не приняли. Сначала – согласовать всю Театральную площадь и уж потом – «добро» на перенос памятника. На том и разошлись.

 

Смотрите также: