Криминал отступает?

   
   

Если глянуть в телевизор, то впечатление создается такое, будто жизнь российская все более переполняется преступными кошмарами: криминальные новости сменяются сериалами «про ментов», да и в обычных новостных сюжетах львиную долю составляет все то, что сталкивается, горит, взрывается и стреляет…

Однако реальная статистика говорит нам о снижении преступности.

Кривая идет вниз

Число зарегистрированных за пять месяцев 2011 года преступлений на территории Ульяновской области составило 7146, что на 7 процентов меньше, чем за тот же период прошлого года. Такая тенденция наблюдается в нашем регионе вот уже несколько лет. Если в январе-мае 2006 года преступлений было 13952, в тот же период 2007-го - 12835, 2008-го - 10110, 2009-го - 9314, 2010-го - 7685. Многолетняя тенденция налицо.

Тенденция эта общероссийская, но и в этом случае Ульяновская область выглядит в более выгодном свете. Уровень преступности, то есть число преступлений на 10 тысяч населения, составляет в нашем регионе 55,4. Во-первых, это меньше, чем в прошлом году, когда этот показатель равнялся 59,4. Во-вторых, это значительно меньше, чем средний уровень преступности по России, который составляет 72,7. И это заметно меньше, чем средний уровень преступности по Приволжскому федеральному округу, который составил 70,9.

Быть может милиционеры-полицейские попросту укрывали преступления и не регистрировали их? Такие факты были: за 5 месяцев 2011 года прокуратура выявила 47 незарегистрированных преступлений, по которым затем возбудили уголовные дела. Выявлено также 246 необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел. Однако эти цифры на фоне общего массива зарегистрированных преступлений выглядят слишком незначительными. Кроме того, и эти негативные показатели потеряли в весе по сравнению с прошлым годом: число выявленных прокуратурой случаев не регистрации преступлений уменьшились на 17,5 процентов, необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел – на 32 процента.

   
   

Криминальная география

Какие районы области и областного центра, населенные пункты наиболее, а какие – наименее криминогенны? Сравнение абсолютных значений – числа совершенных преступлений для выяснения этого будет некорректным: численность населения везде разная. Воспользуемся тем же показателем – уровнем преступности (преступлений на 10 тысяч населения).

Наиболее «преступным» выглядит Ленинский район Ульяновска – 86,5 преступлений на 10 тысяч человек. На втором месте за ним – город Барыш (85,1), следом, на третьем – Вешкаймский район (82,2) и на четвертом – Железнодорожный район Ульяновска (81,1).

Следует отметить, что в течение года заметно безопаснее стал город Димитровград. Если в прошлом году по уровню преступности он занимал второе после Ленинского района Ульяновска место (Ленинский - 91,7, Димитровград - 83,7), то в 2011 с результатом 66,0 не вошел даже в первую пятерку самых криминогенных муниципальных образований.

Традиционно самым безопасным (и с огромным отрывом) является Старокулаткинский район (23,1).

Преступления бывают разные

За счет каких видов криминальных проявлений идет снижение общей преступности? Меньше стало разбойных нападений (на 40 процентов), причинений тяжкого вреда здоровью (на 3 процента), грабежей (на 14 процентов), краж имущества (на 7 процентов). Особенно уменьшилось число краж скота (на 28 процентов), а также хищений из складов и магазинов (на 18 процентов). Стало также меньше мошенничеств (на 6,5 процента).

В общей структуре преступности около трети (32,4 процента) составляют кражи имущества.

Число зарегистрированных преступлений на улицах и в общественных местах снизилось на 8 процентов. На 10 процентов уменьшилось число преступлений, совершенных лицами, которым не исполнилось 18 лет.

Вместе с тем на 12 процентов выросло число преступлений, совершенных теми, кто ранее уже привлекался к уголовной ответственности («рецидивная преступность»). Показатель неоднозначный. На фоне общего снижения криминала это означает, что все меньше людей вовлекается в преступную деятельность, и только закоренелые преступники продолжают вести привычный им образ жизни. Дает ли результат антиалкогольная борьба? Увы, число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения выросло более чем на треть (34 процента).

Меньше выявлено экономических преступлений – на 26,6 процентов. Фактов дачи и получения взяток также зарегистрировано меньше – на 9 процентов. Аналитические службы областного УВД относят это к негативным моментам в работе соответствующих подразделений полиции. Оно и понятно: если уменьшение числа краж и разбоев – налицо, то в снижение коррумпированности аппарата вряд ли кто-то поверит.

Смотрите также: