Геннадий Шишов окончил Ульяновское училище связи. В Афганистан попал в самом начале военной операции. Его бронетранспортер подорвался на пластиковой мине и упал в ущелье. Из всего экипажа живых осталось двое - Геннадий и водитель. У водителя - ни царапины, а Геннадий получил травму позвоночника. С тех пор он был прикован к инвалидной коляске. Боевые действия для Геннадия окончились, но война продолжалась всю жизнь - война с равнодушием, черствостью, чиновничьим беспределом, даже с собственным телом, когда-то таким послушным, а теперь обмякшим и почти неподвижным. Сражаться в буквальном смысле этого слова приходилось за каждый день, за каждый вздох, за каждое движение.
До травмы Геннадий жил на девятом этаже. Подниматься по лестнице для него, мастера спорта, было парой пустяков. Теперь каждый бордюр стал непреодолимым препятствием. Даже пороги в квартире доставляли немало трудностей.
Комсомольским активистам удалось выхлопотать для него полдома на улице Ленина. Теперь Геннадий мог самостоятельно выезжать во двор. Следующим этапом была инвалидная коляска с электрическим моторчиком: крутить колеса руками Геннадию было не под силу. Да что колёса! Даже набрать номер на телефоне с диском было невероятно трудно. Пальцы не слушались. Комсомольцы добыли для него кнопочный аппарат.
Инвалидам первой группы полагался личный автомобиль. В «Запорожец» рослый Геннадий категорически не помещался. Ему выделили «восьмёрку».
Но всё это было потом, после выписки. А пока… А пока Геннадий был еще в больнице, жена подала на развод. «Я её не осуждаю, - сказал он. -Кому нужен инвалид?».
Оказалось - нужен. Ухаживать за ним поручили медсестре Галине. Молодые люди полюбили друг друга. «Это ей моя коляска понравилась, -отшучивался Геннадий. - Такая была вся блестящая штуковина - кто ж устоит!».
Галину не смущали трудности. Она продолжала самоотверженно заботиться о Гене и после выписки, читала горы литературы, выискивала новейшие медикаменты, осваивала прогрессивные виды массажа и верила, что сможет поставить его на ноги.
Когда появилась машина, Галина сдала экзамен на права. Сколько было впечатлений от первых поездок! Гена радовался, как ребёнок. Когда начались первые поломки, Гена становился мрачнее тучи. Никто не останавливался, чтобы помочь. Все видели - рядом с дамой сидит солидный мужчина. Каждому ведь не объяснишь, что солидный мужчина не в состоянии подняться с кресла…
Геноцид для инвалидов
Пенсию ветерану назначили скромную. То есть сама сумма, может быть, и не казалась совсем незначительной, но после оплаты коммунальных услуг и покупки необходимых лекарств на жизнь оставалось совсем немного.
Просить Геннадий не умел и не хотел, резонно полагая, что государство должно само позаботиться о своём гражданине. Государство, в свою очередь, декларировало права граждан в основополагающем документе - Конституции РФ: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов» (статья 7).
«Отношение к инвалидам в нашей стране напоминает геноцид», - сказал как-то Геннадий. Он, как никто другой, понимал, о чём идёт речь. Единственная вина его заключалась в том, что он не погиб, а выжил и получил инвалидность. О погибших слагали красивые песни, их семьи получали солидные разовые выплаты, а о выживших, больных, разбитых, нужно было заботиться каждый день. И они сражались с чиновничьим равнодушием - за ремонт квартиры, за каждый литр бензина… Битва за новые ворота, например, длилась более восьми лет. Только подумайте -восемь лет человек в инвалидной коляске не мог спокойно выехать со двора, чтобы попасть в поликлинику.
Человек, который отдал свое здоровье, выполняя долг перед Родиной, заслуживает уважения и нормальных условий жизни. Ему помогали -родные, сокурсники, друзья, все, кроме тех, для кого забота об инвалидах является профессиональным долгом…
Галине тоже приходилось нелегко. Уход за инвалидом требовал немало сил. На работе начались претензии, ей ставили неудобные смены, на все просьбы следовал один ответ: «Не нравится - увольняйся!». В конце концов пришлось уволиться.
Но именно в это время случилось долгожданное событие - родилась дочка Лиза, Гена плакал от счастья - и не стеснялся слёз. Лиза - весёлая, здоровая, симпатичная и удивительно талантливая. Родители не могли нарадоваться. «Конечно, внуков я вряд ли увижу, - рассуждал Гена, - но пока Лизе хотя бы лет 15 не исполнится, ни за что не умру!». Они понимали, что это может произойти в любой момент, но, как всегда бывает в подобных случаях, случилось неожиданно.
Молодцом держался…
Нынешнее жаркое лето Геннадий пережить не смог. Его не стало 3 августа около восьми часов вечера… «Не стало Генки, нашего однокурсника... Сильный мужик. Жаль, трудная жизнь, молодцом держался...» - грустная весть мгновенно облетела всех.
Они никогда не жаловались. Никто никогда не видел Геннадия унылым.
Гена любил гостей. Даже если кто-то забегал ненадолго, Галина успевала накрыть стол, понимая, что каждая минута общения для мужа - на вес золота. Подключив Интернет, Гена получил возможность общаться с сокурсниками. Бывшие курсанты очень помогали семье. «Жму краба славному представителю седьмой роты!» - писали они в он-лайне. - «Всем огромное спасибо от меня и моей семьи за помощь и поддержку. Спасибо, что я с вами!» - отвечал он.
Любой телефонный разговор с Геннадием заканчивался вопросом: «Ты когда к нам придёшь?». Мы, здоровые, откладывали, всё казалось - некогда, потом. Но у человека нет «потом», есть только «сейчас».
Их по-прежнему много среди нас - искалеченных морально и физически, не имеющих элементарной возможности передвигаться самостоятельно. О них нужно заботиться сегодня, сейчас, пока они живы.
Смотрите также:
- Антону Самарину из города Барыш Ульяновской области нужна ваша помощь →
- Симбирянка Светлана Цемошевич победила свое прошлое →
- Никита будет жить! →