Анатомия противостояния. Вернут ли церкви здание медфака?

Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

История с передачей Симбирской епархии здания медицинского факультета УлГУ повторяется уже немало лет, и в каждом случае событию придаётся политический окрас, и возникают демарши возмущённых граждан.

   
   

Впервые вопрос был поднят ещё при владыке Прокле - в 2010 году, затем – в 2015-м при митрополите Феофане. И вот теперь митрополит Симбирский и Мелекесский Лонгин заявил о необходимости вернуть здание бывшего духовного училища в собственность Русской Православной Церкви, а ректор УлГУ Борис Костишко с ним, в принципе, согласился.

Дойдет ли дело до конкретных шагов?

Перспектива передачи Церкви исторических зданий и даже строительство новых храмов практически всегда становится причиной разных форм гражданского противостояния. А чего ещё можно ожидать от населения страны, где исторический материализм семь десятилетий был государственной философией? И вполне естественно, что сейчас раздаются голоса: мол, церковь отнимает здания у науки и образования, чтобы торговать там «опиумом для народа». Хотя священнослужители  всего на всего хотят историческому зданию вернуть первоначальный смысл  - устроить там семинарию. Но как-то трудно отделаться от ощущения, что  «протестующие» хотят лишь одного – привлечь к себе внимание, оказаться в центре «громкого события». А события-то, собственно, и не было. Просто митрополит сделал заявление, которого не сделать не мог, а ректор высказал естественную для него позицию. И пока это всё! Никто не знает, когда дело дойдёт до каких-либо конкретных шагов. Никто и не настаивает на том, чтобы всё произошло немедленно, а ректор УлГУ Борис Костишко прокомментировал ситуацию порталу Улпресса со знанием дела: «На строительство нужно, ориентировочно, 1,2 миллиарда рублей в нынешних ценах. Если федеральное финансирование будет получено и корпус удастся построить, ты «Разработан эскиз корпуса медицинского факультета, который мы бы хотели построить на Свияге. Это современное здание на 12 тысяч квадратных метров с виварием и анатомическим театром, которое должно быть построено по новейшим технологиям мы вернем церкви нынешнее здание медицинского факультета».

«А баба-яга против»

Даже при самом благоприятном сценарии вся эта процедура – проектирование, финансирование, строительство – займёт несколько лет, а речи о том, чтобы выгнать студентов и преподавателей сегодня  «в чисто поле» не идёт. О том же говорит и официальный представитель митрополии Наталья Горенок: «Согласно федеральному закону № 327, объект подлежит возвращению Церкви. Однако на практике процедура может занимать не годы, а десятилетия. Вопрос обсуждается давно, он затянулся исключительно из-за строительства нового корпуса для медфака УлГУ, потому что студенты взамен должны получить полноценную альтернативу».

Конечно, ещё жива память о том, с какой поспешностью возвращался Церкви Германовский собор, где с 1931 года располагался Государственный архив Ульяновской области. Тогда многие срочность выселения архива объясняли соперничеством между местными иерархами Церкви: мол, тогдашний архиепископ Прокл торопится открыть Германовскую церковь прежде, чем протоиерей Алексий Скала достроит Спасо-Вознесенский собор. Архив тогда нашёл «временный приют» в основном в стенах Ленинского мемориала, а также ещё в трех местах. Выселенный архив в 2007 году из Германовской церкви только через 10 лет нашёл своё новое  пристанище в здании телефонной станции на улице 12 Сентября. Кстати, «гражданские активисты» грудью вставали на защиту сквера за музеем «Дом Языковых»,  потом воевали за незастроенный пятачок с нескольким деревьями на улице Кирова.

Но в нынешней ситуации всё кажется понятным и  естественным: и желание церкви по закону вернуть себе историческое здание, и стремление вуза избавиться от неприспособленного для обучения медиков помещения при условии строительства нового высокотехнологичного здания.  

Тем не менее, возмущённые голоса продолжают звучать с нарастающим упорством. Почему? Это постарался объяснить наш постоянный эксперт Владимир Савельев: «Сейчас каждый норовит привлечь к себе хоть какое-то внимание. Значительная часть молодёжи кривляется и оголяется под веб-камеры ради лайков, а так называемые «лидеры мнений» цепляются за любую возможность заявить о себе, стараясь придать скандальное звучание самым заурядным событиям.  И вот – найден очередной предлог…»