Намолотили, что дальше? Ульяновские аграрии в поисках правильного урожая

На минувшей неделе  аграрии перешагнули важный для себя рубеж - один миллион тонн по намолоту зерна. 29 августа это знаковое событие торжественно отметили в Чердаклинском районе. Подвести промежуточные итоги уборочной кампании и поздравить хлеборобов с успехом прибыли первые лица области и руководство профильного министерства.

   
   

Первые в ПФО

По информации, озвученной тогда министром АПК и развития сельских территорий Михаилом Семёнкиным, миллион тонн зерна - отнюдь не единственное достижение аграрной отрасли региона. Не меньшего уважения достоин тот факт, что среди всех 14 субъектов ПФО именно Ульяновская область стала лидером по темпам уборки. И это несмотря на  погоду, которая не радовала, начиная с весны.

Кстати, место проведения торжеств было выбрано отнюдь не случайно.

- Чердаклинский район вышел в лидеры по всем направлениям сельскохозяйственного производства: и по растениеводству, и по животноводству, - отметил успехи лидера губернатор Сергей Морозов. - На прошлой неделе район достиг показателя по намолоту зерна в 100 тысяч тонн. Только вдумайтесь - каждая восьмая тонна областного  зерна - это зерно Чердаклинского района. По производству зерна район ежегодно опережает такие регионы, как Ивановская, Костромская, Тверская и Новгородская области.

Про излишки и убытки

Информация о ходе уборочной кампании на странице Михаила Семёнкина в Фейсбукее обновляется ежедневно. Вот последние данные: «По состоянию на 2 сентября 2019 года зерновые и зернобобовые культуры убраны с площади 617408 га (или 85,4% от плана), их валовой сбор составляет 1 068 402 тонн при средней урожайности 20,3 ц/га». 

Словом, остаться без хлеба нам в этом году не грозит. Так-то оно так, но, по мнению экономистов, высокий  урожай - отнюдь не повод впадать в эйфорию.

- Для производителя высокий урожай - это в определённой степени минус, - комментирует ситуацию доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ Анатолий Лапин. - При высоком урожае предложения превышают спрос, ипроизводитель вынужден сбрасывать цены - иногда до уровня ниже себестоимости. Чтобы поддержать аграриев на плаву, государство вынуждено предоставлять им субсидии, закупать излишки зерна. И далеко не факт, что  эти излишки просто не сгниют в амбарах. В любой случае, отсутствие спроса чревато убытками.

   
   

К слову, при низком урожае проблем не меньше - в этом случае производитель может держать цены на достаточно высоком уровне, но удовлетворить спрос он не может. А это снова убытки, компенсировать которые опять же будет государство.

Субсидии - копейки

То, что высокий урожай - это, в первую очередь, головная боль, признают и сами аграрии.

- С экономической точки зрения, наилучший вариант - урожай чуть хуже среднего (на четыре с минусом), - признаёт руководитель сельскохозяйственного предприятия Владимир Рыжих. - Что до высоких урожаев, то это всегда падение цен и поиски новых каналов для экспорта. Это большая проблема. Возьмём, к примеру, сахарную свёклу. Последние несколько лет её производство на 20% превышает потребление, а на экспорт идёт не более 8 - 10%. Около 10% продукта остаётся не у дел, в результате переизбытка цены на сахар для производителя упали с 38 - 43 рублей за килограмм до 24. И это в то время, как расходы на удобрения, ГСМ и другие компоненты бизнеса постоянно растут.

Что касается государственной поддержки, то и здесь далеко не всё гладко.

- Сейчас много говорят о субсидиях, но это копейки, - продолжает Рыжих. -  На сахарную свёклу и сою субсидии не предусмотрены вовсе, а на пшеницу - 200 рублей на гектар (и это при затратах 12 тысяч рублей)! А вот что, действительно, работает, так это помощь в оплате кредитов - мы получаем кредитные средства по сниженным процентам, остальное доплачивает государство. Ещё одна действенная мера поддержки - стимулирование экспорта. Без этого мы бы вообще разорились.

Кстати

Скажется ли богатый урожай на ценах на хлеб - далеко не факт. Мука, конечно, важная составляющая продукта, но далеко не единственная, отвечающая за его стоимость. По мнению экспертов, куда большую роль в ценообразовании играет аппетит производителей, а они, как известно, заточены не просто на прибыль, а на прибыль максимальную.