И переработаем, и упакуем. Как заброшенный колхоз передовым хозяйством стал

Валерий Близнец / АиФ

В прошлом году наш постоянный эксперт, уникальный тенор, заслуженный работник культуры РФ, почётный гражданин Ульяновской области Николай Лямаев написал нам статью из яблочного рая – плодоводческого хозяйства «Вислая дубрава» Чердаклинского района, поразившего автора изобилием сортов яблок. В этом году он поделился с нами не менее существенным материалом из Николаевского района, куда ездил в составе общественного совета по развитию АПК области.

   
   

На этот раз наш автор, во-первых, подивился современной жизни сельских жителей, которая вселила в его душу уверенность в завтрашнем дне, а во-вторых, понял, почему бесится Запад – хочет нас задавить, а силёнок-то не хватает.

Как судьба играет человеком?

То, что я увидел в Николаевском районе, заставляет меня писать только возвышенными словами. Начну, пожалуй, с сельхозпредприятия «Наша Родина», возглавляемое молодым и симпатичным парнем, когда-то окончившим мединститут и работавшим врачом-кардиологом, а сегодня досконально понимающим своё крестьянское дело Андреем Александровичем Шадышковым. Бальзам на душу мне проливает осознание того, о чём я писал в своей книге «Судьба играет человеком», где я призывал наших сельских тружеников не отдавать и пяди своего труда переработчикам, а самим всё перерабатывать и реализовывать. Выгода и самому хозяйству, и нам с вами, покупателям. А что значит лишняя копейка в хозяйстве? Это рост как в производстве, так и переработке, и безусловное понижение цен. А так ведь вся прибыль достаётся переработчикам, а производителям только постоянные затраты. Эх, ведь не зря переработка постоянно выскальзывала из кооперации, хотя её, в мою бытность, всегда туда пытались включить. Прибыль всегда была у переработчиков, а производителям оставались основные затраты. Как в сказке: кому вершки, а кому корешки. Но ближе к сути дела.

Вот приезжаю я в «Нашу Родину», а мне там как бы говорят: «Вот, Николай, твоя мечта сбылась. Вот наша земля, почти восемь тысяч гектаров (начинали с трёхсот), наша урожайность – 40–60 центнеров с гектара. Вот произведённые в хозяйстве пшено, гречневая, а также ячневая, овсяная, перловая крупы, горох, подсолнечное масло, мёд. Но окончательно меня добили льняным маслом. А упаковка? Хоть завтра на экспорт. Да, чуть не забыл: для нас, мужиков, главное, водочка. Экстра из кукурузы. Диво, что уже и сама культура кукурузная вызревает на юге области. Как мне потом заметил руководитель хозяйства, мало кто верил в урожайность и вызревание кукурузы. Но у пензенцев она же росла!

Живи и работай!

Я всегда почему-то думал, что льняное масло – прерогатива северных областей: Нижний Новгород, Ленинградская область. А тут нате вам – своё, Николаевское. Удивили и люди, в первую очередь руководитель СПП. Ну, как не поблагодарить за такого сына и создание такого крепкого хозяйства его родителя! Александра Николаевича, который стоял у истоков: из заброшенных колхоза и села они с сыном сделали «Нашу Родину». И отец, и сын научились не столько бороться за свои права, сколько нести ответственность за свои поступки и действия. Поэтому главная для них тема на малой родине – социальная.

Судите сами и удивляйтесь вместе со мной: квартиры для работников – 120–130 квадратных метров, газ, свет, туалет, ванная, тёплые полы, гараж, просторный двор. Эти квартиры даются бесплатно на 15 лет и потом переходят в собственность практически без выкупа, оплачиваются только коммунальные услуги. Детский сад выше всяких похвал, и я описывать его даже не буду. Дом культуры – просто люкс. Уж кто-кто, а я-то как работник культуры в этом деле много понимаю. Кругом асфальт, чистое и ухоженное село, благоустроены местные памятники и обелиски. И гвоздь программы – восстановленная церковь 1810 года постройки. Красавица необыкновенная – двупрестольная: есть помещение для летней службы и тёплое зимнее. Я, конечно, не мог не проверить с благословения батюшки церковную акустику – спел «Отче наш». Звучание отличное без всех колонок и микрофонов.

Об условиях труда

О производственной базе и пресловутых условиях труда могу говорить только в превосходных степенях. Зарплата, по словам работников, высокая. Под всю технику, включая комбайны, сделаны гаражи, мойки, ремонтная база, столовые. Техника (не знаю, как на самом деле, а по виду куплена только вчера) мощная, современная. Плохо от неё только дорогам, да и цены на неё растут, по сравнению с ценами на зерно, безбожно. Если и дальше так пойдёт, боюсь, восторги мои поубавятся. Вся надежда на кооперацию с Беларусью. Надеюсь, последняя поездка земляков во главе с губернатором к батьке Лукашенко сузит эту острую проблему. А то опять будем ругать сельское хозяйство, мол, туда как в прорву – сколько не вкладывай, толку нет. А вот я поспорю на примере той же «Нашей Родины». Давайте беречь ребёнка с колыбели, а наше сельское хозяйство – ещё в колыбели. Но смотрите, как этот пестун растёт. А что с ним будет, когда подрастёт? Может, как в Новоспасском молочном комплексе – 12 000 литров молока в год от одной коровы? Или как в Радищевском хозяйстве – 102 центнера пшеницы с одного гектара? Вот потому и бесится Запад, что нас не сломить и не напугать. А воевать с Россией начинают, когда она вырывается вперёд.