Уроки непогоды. Что изменится в очистке ульяновских улиц от снега?

Из-за заваленных снегом обочин автомобилисты бросают свой транспорт чуть ли не на трамвайных рельсах, мешая движению общественного транспорта. © / МУП "Ульяновскэлектротранс"

Ликвидация последствий снегопада, бушевавшего в регионе 20 и 21 января, стала для коммунальных и дорожных служб задачкой со звездочкой - больше недели прошло, сильных осадков с тех пор не было, а сугробы, куда ни глянь, выше человеческого роста, многие дороги, которые вроде как чистят и посыпают смесью песка и соли, представляют собой аттракцион, опасный как для автотратспорта, так и для пешеходов.

   
   

Тропинка не для мусоровоза

Понятно, что особого восторга по поводу происходящего не испытывают ни те, ни другие. Не случайно под постами чиновников и администраций, посвященными очистке улиц от снега, появляются десятки комментариев недовольных ульяновцев с конкретными адресами, где снегоуборочную технику очень ждут, а дождаться не могут.

К слову, претензии к качеству зимнего содержания дорог и дворов предъявляют не только рядовые граждане, но и компании, ответственные за вывоз, переработку и утилизацию бытовых отходов (официально они именуются региональными операторами по обращению с ТКО). Дело в том, что после уборки некоторых улиц и дворов мусоровозы элементарно не смогли подъехать к контейнерным площадкам и забрать накопившиеся в баках отходы: где-то проезжая часть оказалась такой узкой, что мусоровоз на ней попросту не поместился, где-то контейнерные площадки были заблокированы отвалами снега, образовавшимися после работы коммунальной техники, или брошенными жильцами машинами.

«Мы настоятельно просим органы местного самоуправления и управляющие компании уделить особое внимание обеспечению доступа мусоровозов к контейнерным площадкам, - отметила директор одного из регоператоров Ольга Марьева. – Туда, куда мусоровозы не смогли проехать, они вернутся снова — чтобы вывезти ТКО из контейнеров и выпавшие из них пакеты с отходами. Также мы обращаемся к автовладельцам с просьбой осознанно относиться к парковке личного транспорта».

Сначала рельсы почистят

Для ульяновцев, личного траспорта не имеющих, первые дни после снегопада стали испытанием в квадрате - мало того, что на своих двоих никуда не пройдешь, так еще и транспорт не дождешься. Особенно это касалось трамваев - техники, имеющейся в арсенале МУП «Ульяновскэлектротранс», совершенно недостаточно, чтобы оперативно справляться с расчисткой путей. В итоге 22 января на линию смогли выйти порядка 45 вагонов - так себе начало новой рабочей недели. Урок из всего произошедшего власти-таки извлекли.

«При новых снегопадах уборку и вывоз снежных масс в первую очередь мы будем осуществлять на тех улицах, где проходят трамвайные пути, - сообщил глава Ульяновска Александр Болдакин, уточнив, о каких конкретно участках идет речь: Тимирязева, Радищева, Спасская, Ленина, Железной Дивизии, Верхнеполевая, Можайского, Марата. После того, как все они будут приведены в нормативное состояние, дорожники смогут приступить к уборке центральных улиц (Гончарова, безрельсового участка Карла Маркса, Кузнецова и др.), которые раньше чистились в первую очередь».

Предполагается, что такое нововведение позволит избежать заторов и нарушения графика движения трамваев, также будут сведены к минимуму ситуации, когда из-за сугробов на обочинах автомобилисты оставляют свой транспорт чуть ли не на рельсах, блокируя таким образом движение трамваев. Тем временем в МУП «Ульяновскэлектротранс» подсчитали - в 2023 году троллейбусы и трамваи потеряли 585 часов в ожидании, когда неправильно припаркованные авто освободят им дорогу.

   
   

Лучше — расплавить

Ещё один вопрос, который напрашивается при взгляде на гигантские сугробы, - куда всё это снежное богатство девать? Некоторые наши соседи, например, Казань, научились избавляться от лишних снежных масс, отправляя их в так называемые снегоплавильные комплексы. По этому пути намерен пойти и наш город. В марте 2023 года господин Болдакин, в то время исполнявший обязанности первого заместителя главы областного центра, заявлял о планах построить в Ульяновске четыре таких комплекса. Сейчас речь идёт лишь о двух — по одному в правобережной и левобережной частях города.

Что же такое снегоплавильный комплекс? Грубо говоря, это большая ёмкость, закопанная в землю примерно на пять метров, сверху — решётка. Высыпанный на неё снег падает в ёмкость, внутрь которой подаются струи сточных вод, имеющих температуру +14...+16 градусов. В результате такого воздействия снег тает, далее вся эта растопленная масса попадает в канализационные сети, а затем на очистные сооружения. Пескосоляную смесь и прочие включения, осаждающиеся на дне установки, предполагается удалять механическим способом.

Первый снегоплавальный пункт мощностью до 1200 кубометров в сутки планируется соорудить на 11-м проезде Инженерном в Заволжском районе, его проект уже готов. По словам главного инженера МБУ «Стройзаказчик» Романа Курносова, единичная загрузка в пять бункеров комплекса составит 250 кубометров снега, который расплавится в течение шести — шести с половиной часов. В дальнейшем аналогичную установку собираются оборудовать на проспекте Нефтяников в Киндяковке. Планируется, что на новых пунктах будет организована приёмка снега от управляющих компаний, предпринимателей и др. Для временного складирования грязных снежных масс собираются использовать площадки, специально оборудованные возле снегоплавильных устройств. В общем, дело это хорошее, главное, чтобы в городском бюджете нашлись на него средства.