Как Русская Православная Церковь относится к 8 марта

Жёны-мироносицы не были авторами революционных идей, изменяющих мир. Но совершили подвиг. © / АиФ

О том, как православная церковь относится к празднованию 8 Марта, мы спросили ключаря кафедрального Вознесенского собора протоиерея Димитрия Савельева.

   
   

Пол не потолок

– Мягко говоря, с некоторой осторожностью. Для этого есть свои причины. Типичные лозунги и поздравления, провозглашаемые в этот день, дают понять, что 8 Марта понимается обществом как повод для почитания женской природы, отвлечённой от духовности. Может показаться, что женственность – это «гендерный маркер» человека.

Как будто главное свойство женщины – это те её физические и социальные особенности, которыми она отличается от мужчины: способность к материнству, деторождению и воспитанию. Для идеологов феминизма этого достаточно. Но церковь с этим не может согласиться. Не потому, что она, как сказали бы феминистки, насквозь пропитана «мужским духом» и не уважает женщин. Для христиан этих внешних различий, составляющих «гендерный маркер», недостаточно для объяснения природы человека, созданного по образу и подобию Божию. Как писал апостол ПАВЕЛ, в христианстве: «...нет уже ни иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». (Послание к Галатам 3:28).

Кто-то может обидеться: церковь лишает женщин и малого утешения в нелёгкой жизни от пусть несерьёзного, но всё-таки праздника. Церковь никого не лишает праздника, просто отказывается соглашаться с тем, что пол женщины – это её «потолок». Наоборот, она хочет, чтобы женская душа возвысилась над ограничениями временной телесной природы и просияла настоящим духовным светом.

В чём подвиг?

Я бы сказал, что слабый пол силён терпением и самоотверженностью. В женском служении меня воодушевляет способность человека посвящать свою жизнь другому.

В Евангелии рассказывается, что рядом с Иисусом Христом находились женщины, которые вместе с учениками-мужчинами сопутствовали в Его земных странствиях, «которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». (От Луки 8:2-3).

Эти женщины не были авторами революционных идей, изменяющих мир. Но они смогли понять, что удивительный Человек, встретившийся на их жизненном пути, – это Избранник Божий. Он идёт по земле, и вокруг Него мир изменяется… Множество людей, с которыми встречался Спаситель, удивляясь Его словам и делам, всё-таки продолжили потом ту же самую жизнь, которую вели и раньше. А жёны-мироносицы так не смогли (некоторые считают день жён-мироносиц аналогом 8 Марта, – Ред.). Они оставили прежние дела, разорвали социальные связи, нарушили обычаи и правила, которым привыкли подчиняться, и пошли за Сыном Человеческим, посвящая ему свои усилия. Разве это не подвиг?

   
   

Пожертвовав частной жизнью, они оказались включены в историю всего человечества и Священную историю всего мира. Этой способностью женщин увидеть великое в другом и посвятить ему свою жизнь нельзя не восхищаться. Служение жёнмироносиц принесло миру замечательные творческие результаты.

Для того и вспоминаются в церкви святые жёны-мироносицы, давшие своим примером название целому сонму носительниц этого истинного женского совершенства. Кстати, в 2017 году День святых жён-мироносиц будет отмечаться 30 апреля.

Смотрите также: