Сколько ни изучай природу, новых открытий и любопытных находок натуралистам хватит надолго. 7 декабря результаты своих последних изысканий знатоки флоры и фауны представили на конференции «Естественнонаучные исследования в Симбирском - Ульяновском крае», проходившей в стенах Дома-музея И.А. Гончарова. Выступления учёных по традиции претворяло подведение итогов конкурса «Находка года». Несмотря на пандемию, интересных открытий натуралисты сделали массу, на многие из них исследователей вдохновил их коллега и наставник Вадим Золотухин – известный учёный, основатель и закопёрщик конкурса, ушедший из жизни в этом году.
И снова вирус
Начнём с не самого приятного - с вирусов (куда без них) и клещей, которые их переносят. То, что с укусом членистоногого в организм жертвы могут попасть возбудители энцефалита или боррелиоза, ульяновцев предупреждали и раньше, а вот об опасности подцепить таким образом лихорадку, причём ни где-нибудь, а в нашем регионе, учёные рассказали впервые. Исследовав в лаборатории областного центра гигиены и эпидемиологии собранных на симбирских просторах клещей, они обнаружили в особях двух видов так называемые флебовирусы - род вирусов, вызывающих лихорадку. Так себе находочка, учитывая текущую эпидобстановку.
Значимым событием для зоологов стала встреча с тихоходкой - крохотным существом (длина тела до 1,5 мм), которое жило себе спокойно во мху Сурского зоологического заказника и в один прекрасный мартовский день с этим же мхом оказалось на занятии у студентов естественно-географического факультета УлГПУ. В животном, разглядеть которое удалось только при помощи микроскопа, специалисты узнали тихоходку - представителя нового для нашего региона типа беспозвоночных, занимающего промежуточное положение между кольчатыми червями и членистоногими. Тельце крохи состоит из четырех сегментов и головной капсулы - то ещё чудо! Немецкий зоолог Иоганн Август Гёце, открывший тихоходок в 1773 году, дал им необычное название – «маленький водяной медведь». Позже учёные обнаружили, что такие «мишки» необычайно живучи - выдерживают замораживание в жидком гелии, кипячение при температуре 149 градусов, ионизирующее излучение и давление в шесть тысяч атмосфер. Обитают тихоходки в воде и во влажной среде, а в случае засухи впадают в анабиоз, из которого способны выйти живыми даже спустя десять лет. Найденную в сурском мху тихоходку (это, кстати, была самочка) специалисты определили до рода - Hypsibius. Чтобы установить вид, нужно изучить коготки животного, а в случае с такой малявкой это совсем не просто.
Кто в Симбирке живёт?
На конкурс «Находка года» тихоходку представила преподаватель УлГУ, научный сотрудник национального парка «Сенгилеевские горы» Юлия Волкова. Впрочем, это открытие для неё стало отнюдь не единственным в этом году. Чтобы сделать некоторые из них, зоологу пришлось забраться в прямом смысле под землю, а именно, в коллектор реки Симбирки.
«Однажды вечером я пролистывала книгу «Реки и озёра Ульяновской области» и подумала: а не остались ли у нас какие-нибудь неизученные реки, - рассказывает предысторию исследования биолог. - И тут я вспомнила про Симбирку. Меня это так ухватило, что я до четырёх часов ночи искала материалы, читала».
Рассудив, что если коллектор построен давно, то там наверняка можно найти что-нибудь интересное, зоолог обратилась за помощью к диггерам, и те не сразу, но все-таки согласились организовать подземную прогулку. И оно того стоило - во время двух вылазок (декабрьской и майской) специалист обнаружила 8 пауков рода Aituaria, относящихся к семейству эшафотных пауков, представителей которого в Поволжье раньше не встречали, в отличие от пещер Кавказа и Среднего Урала. Найденные в коллекторе улитки тоже оказались не из простых - два вида впервые отмечены для региона, еще один - для целого Поволжья.
Почти крокодил
Исследователи насекомых могут занести себе в актив новые виды бабочек (по-научному, чешуекрылых) и гемеробию серпокрылую - самого крупного в Евразии представителя отряда сетчатокрылых.
Пополнилась новыми видами и орнитофауна региона. Натуралист-любитель Евгений Софронов поймал в объектив фотокамеры северного сорокопута, а ещё наш край своим вниманием почтили две птички-завирушки - сибирская и черногорлая.
Любопытные находки есть и у палеонтологов - это позвонки так называемого крокодиломорфа (шейные и хвостовые), обнаруженные на территории геопарка «Ундория». По оценке специалистов, животное, которому принадлежали окаменевшие кости, жило миллионы лет назад, в мезозойскую эру, и имело длину около четырех метров.
Мнение власти
Исследуют памятники природы
«До конца года 12 особо охраняемых природных территорий, расположенных в Новомалыклинском, Сурском, Старомайнском, Мелекесском, Инзенском и Тереньгульском районах, получат официальные функциональные зоны. Финансирование работ предусмотрено по госпрограмме «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области».
Внутри каждого памятника природы или заказника должно быть разделение по зонам. Это могут быть рекреационные зоны, природоохранные, научные, особо охраняемые зоны и другие. Специалисты проведут детальное обследование участков, дадут описание ландшафтов, животного и растительного мира. По результатам исследования и будут определены границы функциональных зон особо охраняемых природных территорий.
Функциональное зонирование будет отражено на специальных картах. В следующем году работа продолжится, будут обследованы 20 особо охраняемых природных территорий».
Мнение эксперта
«Сладкая» парочка
«Уникальное захоронение сразу двух ископаемых морских рептилий было обнаружено сотрудниками нашего музея в завершении полевого сезона. Находка была сделана случайно: в толще глины раннемелового возраста (130 млн лет) виднелось несколько крупных костей. При дальнейшем вскрытии породы обнажались всё новые кости, в том числе кости плечевого пояса, по которым можно будет установить видовую принадлежность ихтиозавра. Черепные кости, которые позволяют проводить идентификацию животного более точно, были найдены значительно выше основной плоскости залегания, и было решено, что это оползневое смещение глин. Но всё оказалось куда интереснее… Следом за челюстями последовала ещё одна серия позвонков с ещё одним плечевым поясом конечностей. Тогда и стало понятно, что мы имеем дело с уникальным захоронением сразу двух скелетов ихтиозавров.
Уникальность находки состоит не только в том, что это сразу два скелета рептилий, но и в том, что это ранее неизвестные не только для России, но, возможно, и для мировой науки представители ихтиозавров. Такие выводы уже сделаны специалистами на основании предварительного знакомства с находкой».
Дело учёного будет продолжено
«Конференция, объединяющая ведущих специалистов и молодых исследователей природы, и приуроченный к ней конкурс находок проводится нашим музеем уже 23 года. Учёные и натуралисты-любители знают: ближе к концу года в краеведческий музей нужно прислать информацию о видах живых организмов, ранее не встречавшихся на территории региона, но обнаруженных в уходящем году, о каком-то интересном природном явлении или факте.
Определяющую роль в организации конференции и проведении конкурса находок на протяжении многих лет играл энтомолог, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии УлГПУ Вадим Викторов Золотухин. Всё, что касалось исследования беспозвоночных животных, в нашем регионе проходило под его кураторством, особенно последние три – четыре года. Многие находки Вадим Викторович делал вместе со своими студентами, как это было в прошлом году с инфузорией «лебединая слеза». Работы своих начинающих коллег учёный редактировал сам, а если к нам поступали труды, написанные не под его руководством, мы обязательно отправляли их ему на рецензию. Полгода назад Вадима Викторовича не стало, но на прошедшем конкурсе были представлены находки, которые он успел определить в последние месяцы своей жизни. Это, в частности, тихоходка, с докладом о которой на конференции выступала аспирантка Вадима Золотухина Юлия Волкова. В этом году она, можно сказать, переняла эстафету от своего научного руководителя – правила статьи, курировала студентов. Кто будет заниматься этой работой на постоянной основе, сейчас сказать сложно».