Где плачут лебеди и прячутся сапсаны. Натуралисты представили находки года

Фотографу Евгению Софронову удалось подкараулить каравайку. © / Евгений Софронов / Фото из социальных сетей

У ульяновских натуралистов есть давняя традиция - в первых числах декабря собираться в доме-музее И.А. Гончарова, чтобы представить вниманию публики последние результаты своих научных изысканий и подвести итоги конкурса «Находка года». О том, какие необычные для наших мест растения и животные им встретились в 2020 году, ученые рассказали 8 декабря.

   
   

Кто живёт в воде и теплотрассе

Одним из самых маленьких, но в то же время самых удивительных существ, попавшихся исследователям на глаза, стала инфузория с романтическим названием «лебединая слеза». Одноклеточную малявку (длина тела - 0,1мм) нашли в пробе свияжской воды, собранной в середине сентября в прибрежной зоне у «Аквамолла». Студентка естественно-географического факультета УлГПУ Юлия Портнова, принесшая на занятие по зоологии склянку с речной водой, даже представить себе не могла, кого в ней найдут. Шустрое существо, ощупывающее пространство вокруг изящно вытянутой «шеей» - ни дать, ни взять лебедь в миниатюре, таких в наших краях еще не встречали. Впрочем, ничего удивительного. По словам доктора биологических наук Вадима Золотухина, инфузории - группа простейших, в наших краях изученная достаточно плохо - на данный момент доподлинно известно о 96 видах, обитающих на территории региона. Если же заняться темой целенаправленно, то можно обнаружить еще видов двести, так что самое интересное у исследователей еще впереди.

Следующая любопытная находка приехала к нам из Узбекистана. Это степная кандагарская улитка, обнаруженная на плодах винограда, купленного в одном из магазинов города. Если в Средней и Центральной Азии таких улиток пруд пруди, то для Среднего Поволжья это та еще экзотика.

Исключительно урожайным 2020 год стал для энтомологов - исследователей насекомых.

«Этот год наложил массу неприятных ограничений на проведение исследований, - рассказал Вадим Золотухин. - Из-за пандемии был запрещен въезд в достаточно интересные места. Причем самые строгие ограничения пришлись на июнь - июль, и это повлияло на итоговый результат. В плане погодных условий год тоже был непростым для исследования беспозвоночных - первые два месяца лета были дождливыми и холодными. Несмотря на это мы нашли достаточно большое количество видов, что подтверждает тот факт, что плохая погода - вовсе не повод для того, чтобы отказаться от поисков».

Самой «зрелищной» находкой энтомологов стала популяция таракана американского, найденная, слава богу, не у нас, а в соседней Пензе. Прожорливые пятисантиметровые монстры облюбовали распределительную камеру теплотрассы, в поисках пропитания выбираясь на поверхность и пугая своим видом бродячих кошек и местных жителей. Авторы исследования (биологи из Пензы Олег Полумордвинов и Илья Леонтьев) выяснили - в трех километрах от теплотрассы находится зоопарк, и раньше для кормления мелких животных таких тараканов там разводили. Те периодически убегали и заселяли окрестности, благо теплых и сытных мест здесь было достаточно. К слову, с одним из представителей заокеанского вида участники мероприятия могли познакомиться лично. Усатый - вполне себе живой и упитанный - неторопливо передвигался по чашке Петри, видимо, рассуждая, как бы и ему сбежать и расселиться...

Тот самый таракан. Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА

И моли бывают роскошными

В нашем регионе, к счастью, таких шокирующих находок не случилось. Тем не менее исследователям есть, что занести себе в актив. Это, в частности, пять новых для Ульяновской области видов молей-чехлоносок и роскошная моль Циглера, которую ученые встретили сразу в трех регионах Поволжья (в нашем, в Пензенской области и Чувашии). Одним из мест, где была замечена эта небольшая (размах крыльев 8 - 11 мм) бабочка, питающаяся исключительно хмелем, стал парк Дружбы народов, другим - экопарк «Черное озеро». Еще одна экзотическая бабочка, теперь уже любительница зверобоя, встретилась ученым на юге области - в Николаевском и Радищевском районах. Это насекомое, именуемое совка зверобойная, обитает южнее, и в Среднее Поволжье прежде не залетало. Следующий вид - моль-крошку Климеша - не то что в Поволжье - в России не видели. Да и как ее разглядишь, когда ее крылышки даже в размахе не превышают 3,6 мм. Вычислили крошку по характерным минам - ходам, которые внутри листа прогрызают гусеницы. К слову, невесть что гусеницы крошечной моли грызть не будут - единственное, что им по вкусу - это листья тополя серебристого.

   
   
Совка зверобойная. Фото: Вадим Золотухин

Редкая птица

Среди интересных орнитологических находок - первый для региона задокументированный факт гнездования сапсана. Жилище редкого сокола было обнаружено во время экспедиции по Щучьим и Ундоровским горам (побережье Куйбышевского водохранилища). Исследователи несколько раз возвращались на место и убедились - хищные пернатые не только вывели потомство, но и благополучно поставили его на крыло.

Сфотографировать гнездо сапсана удалось при помощи квадрокоптера. Фото: Михаил Корепов

Необычную птицу поймал в объектив фотокамеры орнитолог-любитель Евгений Софронов. Птаха с длинным клювом и звучным названием «каравайка» встретилась фотографу на прудах в Больших Ключищах, где раньше разводили рыбу. До этого момента документальных свидетельств визитов караваек в наш регион не было.

Самой яркой ботанической сенсацией стало обнаружение на железнодорожной насыпи Императорского моста целой поляны мака сомнительного - растения, на территории России обитающего исключительно в Крыму.

Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА