Страсти по мандатам. Ульяновцы выбрали депутатов Законодательного собрания

Утром 11 сентября полусонные ульяновцы узнали, кто одержал победу на выборах в региональный парламент, именующийся у нас Законодательным собранием. Узнали... и пошли себе на работу... их услуги, то есть голоса, желающим заседать в Большом зале Дома Советов следующие пять лет не понадобятся.

   
   

Без скандалов не обошлось

Выборы в Заксобрание - событие в политической жизни области ключевое, от их исхода зависит, какие силы в ближайшие годы будут принимать законы, по которым нам жить, распределять по отраслям бюджетные средства и т.п. Недостатка в претендентах на депутатские мандаты не было, видимо, со времен сотворения мира, вот и теперь на 36 корочек кандидатов оказалась прорва - одних одномандатников без малого сотня, а ведь между ними распределяется лишь половина депутатских кресел. Кому достанутся оставшиеся 18, зависит от партийных предпочтений избирателей, логика простая: больше голосов - больше мест. Партии, не заручившиеся поддержкой и 5% пришедших на избирательные участки, остаются без представительства в парламенте.

Без интриг, скандалов и шекспировских страстей, как водится, не обошлось. Два кандидата, к примеру, выбыли из борьбы, когда предвыборная гонка вышла уже на финишную прямую. Среди них - известный эколог и юрист, бывший глава областного управления Росприроднадзора Александр Каплин. На выборы он шел одномандатником и по партийным спискам от партии «Новые люди». Шел, да не дошел. 21 августа решением областного суда регистрация Каплина в качестве кандидата в депутаты была отменена. Причина - иностранные финансовые инструменты (проще говоря, акции зарубежных компаний): на момент регистрации таковых у кандидата быть не должно (это требование закона), но они были - соответствующая информация из Центробанка поступила в облизбирком 16 августа и стала поводом для обращения в суд. Сам господин Каплин, по данным издания «Коммерсант», наличие акций признал, пояснив при этом, что избавиться от них от не может, поскольку из-за санкций их заблокировали. Решение областного суда экс-кандидат пытался обжалось. Безуспешно - Четвертый апелляционный суд оставил его в силе. Вместе с Александром Каплиным по той же причине с предвыборной гонки сошел Михаил Вуйко из партии «Справедливая Россия - Патриоты - За Правду» (СРЗП). Иногородний кандидат, о котором в Ульяновской области мало что известно, не стал доводить ситуацию до судебных тяжб - написал заявление сам.

На сам облизбирком в суд подавали тоже. Поводом для разбирательств стала жеребьевка, определяющая порядок партий в бюллетене. По мнению представителей КПРФ, процедура была проведена с нарушениями и ее необходимо повторить. Неудовольствие красных понятно - КПРФ получила четвертый номер, а «Коммунисты России», с которыми ее вечно путают, - первое. Так или иначе, суд удовлетворять исковое заявление не стал, и бюллетени остались без изменений.

Доходило и до откровенного криминала. В Железнодорожном районе компания молодчиков сорвала встречу кандидатов Матвея Володарского (ЛДПР) и Юрия Супони (КПРФ) с избирателями - неизвестные в масках забросали кандидатов помидорами. А в ночь на 5 сентября в заволжском парке «Прибрежный» нападению вандалов подвергся памятник-метеор - злоумышленники, скрывающие лица, разбили у судна окна. Директор парка, а по совместительству депутат гордумы Юрий Мухин связал этот факт со своим участием в выборах. Ещё одна некрасивая история произошла прямо во время голосования – кандидат от «Коммунистов России» вместе с группой поддержки устроил переполох на избирательном участке №3939. Всю компанию, мешающую работе комиссии, в итоге вывел наряд полиции. 

Пять партий и один беспартийный 

За три дня голосования (8 – 10 сентября) на избирательные участки пришли 322 972 человека – 33,92% от общего числа имеющих право голоса. Это почти на 4% меньше, чем на аналогичных выборах 2018 года. Особо низкой явкой (порядка 22%) отличился областной центр. Председатель облизбиркома Юрий Андриенко не без доли шутки предположил, что на избирательную активность повлияла погода: в субботу лил дождь, и людям было неохота выходить из дома, в воскресенье светило солнце, и все отправились на дачу либо праздновать День города. 

Теперь об итогах: по одномандатным округам и спискам победу празднует «Единая Россия» - 27 мандатов достанутся ей. По три места в парламенте получат КПРФ и ЛДПР, по одному - «Коммунисты России» и СРЗП, ещё одним депутатом станет самовыдвиженец Сергей Моргачёв. Он, как и четверо единороссов, сменит мандат депутата гордумы Ульяновска на более престижный.     
   

«Для выборов органов законодательной власти явка 34% - нормальная, тем более что сейчас в головах у людей совсем другие заботы, - комментирует доктор политических наук Нина Дергунова. - Что касается результатов, то они вполне закономерны. «Единая Россия» провела нормальную для нынешней обстановки избирательную кампанию. Она нигде себя не выпячивала, никакой кричащей рекламы не было – в настоящее время это избирателю и не надо. При этом проводилась линия, что партия – вместе с президентом. В итоге всё это сработало. А вот КПРФ понизила свои результаты – на мой взгляд, она не совсем правильно выбрала тактику – она была несколько агрессивной, а агрессии сейчас хватает и на внешних параметрах страны. И потом – в её предвыборной кампании не было губернатора. Морозов всегда обозначал, что он единоросс, Русских же нигде не позиционирует себя как коммуниста и никак не обозначает, что партию надо поддержать. ЛДПР, если бы не кричала по федеральные лица, вообще ничего бы не набрала, а их лозунг «МРОТ – 50 тысяч рублей» - вообще утопия, которую всерьёз никто не воспринимает. «Коммунисты России» и справедливороссы тоже получили мандаты, но это, как говорят социологи, на уровне погрешности».